Тема 7. Управление процентной политикой банка
Процентная политика – совокупность мероприятий по регулированию экономических отношений посредством управления процентными ставками. Процентная политика банков направлена на максимизацию чистого процентного дохода от банковских операций, страхование кредитного риска и управление ликвидностью баланса банка.
Процентная политика позволяет банку решить следующие задачи:
- определять полномочия органов управления банка, комитетов и должностных лиц, а также порядок установления процентных ставок;
- устанавливать максимальные и минимальные процентные ставки;
- утверждать методы оценки процентного риска;
- устанавливать инструменты (способы) для ограничения процентного риска.
Процентный риск – это риск возникновения потерь из-за неблагоприятного изменения процентных ставок на денежном рынке, в результате которого снижается процентная маржа. Процентный риск кредитора выражается в превышении процентов, уплаченных за привлеченные средства, над процентами, полученными по ссудам.
К внутренним факторам процентного риска относятся:
- использование более краткосрочных ресурсов для выполнения долгосрочных активных операций;
- несоответствие пассивов с фиксированной ставкой и активов с плавающей процентной ставкой и наоборот;
- методы расчета процентных платежей;
- виды и сроки финансовых инструментов, используемых банком (ссуды, сертификаты, векселя, облигации);
- несогласованность кредитной политики банка по активным и пассивным операциям.
Большая часть внутренних факторов процентного риска сводится к несбалансированности между активами и пассивами, чувствительными к изменению процентных ставок в данном периоде. К этому можно отнести и чувствительность финансовых инструментов (продолжительность), т.е. срок непогашенной части финансового инструмента. В России наиболее распространенным фактором процентного риска является использование краткосрочных ресурсов для более долгосрочных активных операций.
Система управления процентным риском содержит следующие элементы:
- выявление источников процентного риска;
- оценка риска с использованием системы методов;
- предотвращение риска, т.е. внедрение организационно- технических мероприятий для предотвращения потерь;
- контроль процесса управления процентным риском.
К основным способам оценки процентного риска относятся:
- оценка уровня и динамики процентной маржи;
- оценка уровня и динамики коэффициента спрэда;
- ГЭП – анализ.
Процентная маржа – это разность между процентным доходом от активов, приносящих прибыль, и процентными расходами по обязательствам.
Спрэд – это разность между взвешенной средней ставкой, полученной по активам, и взвешенной средней ставкой, выплаченной по обязательствам.
ГЭП – расхождение (несбалансированность) активов и пассивов, чувствительных к изменению процентных ставок в данном периоде.
Различают положительный и отрицательный ГЭП. При положительном ГЭП активы с изменяющейся ставкой превышают пассивы с изменяющейся ставкой. При положительном ГЭП с падением процентной ставки снижается процентная маржа, а с ростом процентных ставок растет маржа.
При отрицательном ГЭП пассивы с изменяющейся ставкой превышают активы с изменяющейся ставкой. В этом случае с падением процентных ставок маржа растет, а с ростом процентных ставок маржа падает.
ГЭП-анализ позволяет делать выводы о направлениях изменения чистого процентного дохода банка в предстоящий период времени, дает возможность руководству банка принимать обоснованные решения о хеджировании процентной позиции и предупреждать образование отрицательной процентной маржи.
ГЭП-анализ предполагает оценку степени процентного риска в несколько этапов. Во-первых, по балансу выявляются активы и пассивы, подверженные влиянию изменения уровня процентных ставок в пределах данного срока. Во-вторых, определяется разрыв (ГЭП) между указанными активами и пассивами. В-третьих, проводится оценка полученных данных. В-четвертых, делаются выводы и принимаются решения по корректировке процентной политики банка.
Можно предложить различные варианты банковской процентной политики.
1.Низкие процентные ставки (ожидается их рост):
- увеличить сроки заемных средств;
- сократить кредиты с фиксированной ставкой;
- сократить сроки портфеля инвестиций;
- продавать ценные бумаги;
- получить долгосрочные займы;
- закрыть кредитные линии.
2.Растущие процентные ставки (ожидается в будущем их максимальный рост):
- начать сокращение сроков заемных средств;
- начать удлинять сроки инвестиций;
- подготовиться к началу увеличения доли кредитов с фиксированной ставкой;
- подготовиться к началу увеличения доли инвестиций в ценные бумаги;
- рассмотреть возможность досрочного погашения задолженности с фиксированным процентом.
3.Высокие процентные ставки (ожидается их снижение в ближайшем будущем):
- сократить срок заемных средств;
- увеличить долю кредитов с фиксированной ставкой;
- увеличить сроки портфеля инвестиций;
- увеличить размер портфеля инвестиций (с фиксированной ставкой);
-запланировать будущую продажу активов;
- сконцентрировать внимание на новых кредитных линиях для клиентов.
4.Падающие процентные ставки (в ближайшее время они станут минимальными):
- начать удлинять сроки заемных средств;
- начать сокращение сроков инвестиций;
- начать увеличение доли кредитов с переменной ставкой;
- начать сокращение инвестиций в ценные бумаги;
- выборочно продавать активы (с фиксированной ставкой или доходом);
- начать планирование увеличения долгосрочной задолженности (с фиксированной ставкой).
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты