logo
Учебное Пособие

5.1 Сущность и функции финансов предприятий

Содержание финансовых отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятий

Финансы предприятий – это денежные отношения, возникающие в процессе организации основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования.

Финансовые отношения коммерческих организаций можно сгруппировать по следующим направлениям:

Сущность финансов предприятий проявляется через функции.

Выделяют две функции финансов предприятий – распределительную и контрольную.

Распределительная функция заключается в формировании уставного капитала, распределении ресурсов для обеспечения производства и продажи продукции, распределении выручки, формировании и распределении прибыли, уплате налогов, выплате дивидендов. Распределительная функция обеспечивает сочетание интересов всех участников экономических отношений: организаций, собственников, работников, государства.

Контрольная функция заключается в необходимости внутреннего и внешнего контроля для обеспечения рациональной организации движения финансовых ресурсов. Внешний контроль осуществляется налоговыми органами, государственными финансовыми органами (за целевым и эффективным использованием государственного имущества и бюджетного финансирования), независимыми аудиторскими фирмами. Внутренний контроль организуется предприятием для обеспечения эффективного финансового менеджмента и применяется в сочетании с методами финансового учета, анализа, планирования и мониторинга.

Финансовый механизм предприятия – это система управления финансами коммерческой организации, направленная на достижение максимальной прибыли и рост рыночной стоимости предприятия.

Финансовый механизм предприятия включает:

Финансовые методы объединяют методы финансового учета, финансового анализа, финансового прогнозирования и планирования, финансового мониторинга и контроля, финансового регулирования. Примерами таких методов являются широко распространенные в практике финансового управления методы горизонтального и вертикального, коэффициентного и факторного финансового анализа, метод прямого счета при разработке финансовых планов и бюджетов, метод контроля по отклонениям плановых и фактических показателей, методы оптимизации структуры капитала на основе эффекта финансового рычага и многие другие.

Финансовый инструмент – это любой контракт, в результате которого образуются финансовые активы одного субъекта и финансовые обязательства другого субъекта. Финансовые инструменты – это денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженности и др. Различают первичные и производные финансовые инструменты первичные финансовые инструменты – акции, облигации, векселя. Производные финансовые инструменты (деривативы) – это форвардные контракты, фьючерсы на товарные и финансовые активы, а также финансовые опционы, процентные и валютные свопы и др.

Правовое обеспечение – это совокупность законодательных и нормативных документов, регулирующих деятельность организации. Основными законодательными документами, формирующими правовое поле деятельности предприятий, являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы, регламентирующие деятельность определенных организационно-правовых форм предприятий (например, ФЗ «Об акционерных обществах»), регламентирующие деятельность определенных отраслей и др. Нормативно-правовая база содержит огромный свод законодательных и нормативных документов, регулирующих экономические отношения.

Информационное обеспечение как составляющая финансового механизма предприятия является необходимым условием эффективного финансового управления. Информационное обеспечение включает внешнюю и внутреннюю информацию. Внешняя информация объединяет макроэкономические и отраслевые показатели, показатели состояния товарных и финансовых рынков. Внутренняя информация отражает фактическое финансовое состояние коммерческой организации, а также ее финансовую стратегию и политику, отраженную в финансовых планах и прогнозах.

Государственное регулирование финансов коммерческих организаций в условиях рыночных отношений имеет ограниченный характер и проявляется в формировании правового поля деятельности предприятий и использовании гибких методов регулирования. Выделяют обычно три формы государственного регулирования: ставка рефинансирования, налоговые механизмы и налоговые ставки (а также ставки экспортных и импортных пошлин) и амортизационная политика. В остальном государство не вмешивается в хозяйственную деятельность коммерческих организаций в соответствии с принципами самостоятельности предприятий и ответственности за результаты деятельности.