1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
Инфляция (от лат. Inflation – вздутие) – это обесценение денег, проявляющееся в устойчивом повышении общего уровня цен.
Формы проявления инфляции:
общий рост цен, который не исключает отсутствие повышения цен на отдельные товары или даже их снижение. Основной показатель инфляции – индекс потребительских цен: при индексе 109% уровень инфляции – 9%.
снижение курса национальной валюты. Однако влияние различных курсообразующих факторов может привести к тому, что в условиях инфляции номинальный курс национальной валюты не понизится и даже повысится. Курсообразующие факторы: спрос и предложение валюты,- уровень процентных ставок и доходности ценных бумаг, состояние платежного баланса.
Виды инфляции можно классифицировать по различным критериям.
По форме проявления:
открытая (проявляется в росте цен и снижении валютного курса);
скрытая, подавленная (проявляется в товарном дефиците при относительно стабильном уровне государственных цен, хронических неплатежах, натурализации хозяйственных отношений).
По темпам роста цен:
низкая инфляция (среднегодовой темп прироста цен составляет от 2 до 4%);
умеренную, или ползущую (от 4 до 10%). Характерна для развитых стран, где происходит умеренное обесценение денег. Это признается неизбежным для нормального развития рыночной экономики и рассматривается в качестве фактора экономического роста. На первоначальной стадии накопления избыточной денежной массы (инфляция спроса) стимулируются наращивание объемов производства и продаж, гарантируется защита от кризиса перепроизводства (экономический кризис в США 1929-1933гг), происходит снижение уровня безработицы;
галопирующую (от 10 – до 600%);
гиперинфляцию (600% и выше).
По причинам (факторам):
инфляция спроса (вызванная денежными (монетарными) факторами)
инфляцию издержек (вызванная неденежными факторами)
По показателю – «вид индекса потребительских цен», используемому для определения уровня инфляции:
«общая» инфляция, уровень которой определяется сводным индексом потребительских цен (СИПЦ),
базовая, уровень которой определяется базовым индексом потребительских цен (БИПЦ – рассчитывается без учета цен, регулируемых государством и подверженных воздействию сезонных факторов). Базовая инфляция - это та часть инфляции, которая непосредственно зависит от денежно-кредитной политики и политики валютного курса.
Две группы факторов (причин) инфляции:
факторы денежного обращения: т.е. выпуск денег сверх потребностей в них товарооборота – выпуск необеспеченных денег (покрытие бюджетного дефицита, перенасыщение кредитом народного хозяйства). Избыточная денежная масса порождает неоправданное расширение спроса, реакцией на которое является рост цен.
неденежные факторы: т.е. рост издержек производства (затратный механизм хозяйствования, налоговая политика государства), который вызывает рост цен, поддерживаемый последующим подтягиванием денежной массы к возросшему уровню последних.
В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек.
Инфляцию спроса вызывают три основные денежные (монетарные) фактора:
1. Дефицит государственного бюджета.
Рост военных расходов, когда экономика ориентируется на значительные затраты на вооружение и по этой причине у государства нарастает бюджетный дефицит.
Покрытие бюджетного дефицита может происходить двумя путями: размещением государственных займов на денежном рынке или получением ссуды в центральном банке.
Эмиссию денег сверх потребности товарооборота в деньгах и соответственно инфляцию спроса вызывает кредитование правительства центральным банком в форме покупки государственных ценных бумаг на первичном рынке или предоставления ссуды правительству. Это эмиссия денег не обеспеченная товарными ресурсами.
С 1 января 1995 г. В России финансирование дефицита федерального бюджета за счет эмиссии Центрального банка РФ запрещено.
2. Избыточное кредитование, т.е. расширение масштабов кредитования сверх потребностей экономики. Оно ведет к созданию платежных средств в объеме, превышающем потребность товарооборота, и созданию избыточного спроса.
3. Внешнеэкономический фактор - эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке центральным банком иностранной валюты (в целях регулирования курса иностранной валюты и/или объема официальных валютных резервов).
Инфляцию издержек вызывают шесть основных неденежных факторов:
1. Рост затрат на сырье, энергоносители, транспортные и коммунальные услуги (Противодействующим фактором выступает использование новейших технологий, позволяющих снижать затраты на единицу продукции).
2. Рост косвенных налогов, входящих в цену товаров
3. Внешнеэкономический фактор: рост мировых цен на товары, снижение курса национальной валюты (удорожание импортируемого сырья в национальных деньгах).
4. Монополистическое ценообразование (установление завышенных цен, например на сырье – увеличиваются издержки производства).
5. Увеличение затрат на заработную плату.
6. Диспропорции в структуре народного хозяйства.
Как правило, не встречается инфляция спроса или издержек в «чистом виде»: имеют место отдельные факторы как одного, так и другого вида инфляции.
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты