4. Облигации
Облигация – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт (ст. 2 Закона «О рынке ценных бумаг», ст. 816 ГК РФ).
Облигации выпускаются на определенный срок для привлечения дополнительных финансовых ресурсов. В отличие от акций облигации не дают право на участие в управлении акционерным обществом их владельцам, но имеют ряд преимуществ.
Облигация — это ценная бумага, которая:
выражает заемные, долговые отношения между инвестором и эмитентом;
приносит гарантированный доход;
самостоятельно обращается на фондовом рынке вплоть до ее погашения эмитентом и имеет собственный курс;
обладает свойствами ликвидности, надежности, доходности и другими инвестиционными качествами;
имеет приоритет (по сравнению с акцией) в получении дохода, выплата дохода по ним производится в первоочередном порядке по сравнению с выплатой дивидендов по акциям;
дает право владельцу на первоочередное удовлетворение его требований по сравнению с акционером при ликвидации предприятия;
инвестирование средств в государственные облигации может давать определенные налоговые льготы.
Путем эмиссии облигаций осуществляется формирование заемного капитала. Эмитенты выпускают облигации различных видов и типов. В зависимости от того, какой классификационный признак положен в основу группировки, можно выделить несколько видов облигаций (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Классификация облигаций
Признаки классификации | Виды облигаций |
Порядок владения | Именные На предъявителя |
Способ обеспечения | Обеспеченные Необеспеченные
Необеспеченные |
Конверсионная привилегия | Конвертируемые Неконвертируемые |
Эмитент | Облигации корпораций Облигации государства |
Цель выпуска | Финансирование новых инвестиционных проектов Рефинансирование задолженности эмитента Финансирование непроизводственной деятельности |
Срок обращения | Облигации с оговоренной датой погашения Без фиксированной даты погашения |
Форма выпуска | Документарные (наличные) Бездокументарные (безналичные) |
Форма выплаты дохода | Беспроцентные (дисконтные) Процентные (с изменяющейся ставкой и фиксированной) Облигации выигрышных займов |
В зависимости от способа обеспечения облигации бывают обеспеченными и необеспеченными. Обеспеченные облигации выпускаются под заклад конкретного имущества, земли или ценных бумаг, принадлежащих эмитенту, или доверительной собственности других компаний. Необеспеченные облигации - это долговые обязательства, которые не обеспечиваются никаким залогом. Акционерное общество может выпускать облигации без обеспечения не ранее третьего года своего существования при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов и на сумму, не превышающую размер его уставного капитала.
По виду доходности различают процентные, беспроцентные облигации, облигации выигрышных займов. Беспроцентные (дисконтные) облигации продаются с дисконтом по цене ниже номинала. Доход по процентным (купонным) облигациям выплачивается путем оплаты купонов к облигациям.
Купон это часть облигационного бланка, которая при отделении от него дает владельцу право на получение процента (дохода). Величина процента и дата его выплаты указываются на купоне, поэтому купон представляет собой главную характеристику облигации. Выплачиваемый процент бывает фиксированным и плавающим. Облигации бывают с полным купоном и с нулевым купоном.
Доход по облигациям выигрышных займов представлен в виде товара или услуг, под которые они были выпущены.
В зависимости от срока действия облигации бывают с оговоренной датой погашения и без фиксированного срока погашения. Облигации с оговоренной датой погашения делятся на краткосрочные — срок действия до 1 года, среднесрочные — срок действия до 5 лет, долгосрочные — срок действия от 5 до 30 лет. Облигации без фиксированной даты погашения делят на: возвратные облигации, выпущенные эмитентом до окончания срока, с выплатой держателю премии за упущенные материальные возможности; облигации с расширением срока действия - держатель имеет право по окончании срока действия обменять их на более долгосрочные облигации той же стоимости и с более высоким процентом выплат; облигации с сужением срока действия - держатель имеет право предъявить свои облигации к выкупу по номинальной стоимости до окончания срока займа.
В зависимости от эмитента различают корпоративные облигации, облигации государства. Облигации государства делятся на федеральные — облигации, выпущенные от имени РФ, и субфедеральные, которые эмитируются субъектами РФ. Кроме того, существуют муниципальные облигации, выпускаемые от имени муниципального образования, города, района.
Облигации корпораций выпускаются для привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
Обязательными реквизитами облигации являются:
наименование ценной бумаги «облигация»;
наименование эмитента, его место нахождения;
порядковый номер;
номинальная стоимость;
дата выпуска облигации;
вид облигации;
общая сумма выпуска;
процентная ставка;
условия и порядок выплаты процентов (дата и место выплаты);в условия и порядок погашения (срок погашения);
сведения о держателе;
подпись и печать.
Облигация имеет базовые характеристики: номинал, курс, пункт, купон, дисконт и др.
Оплата по облигациям производится путем начисления процентов к номинальной стоимости. Инвестор, имея облигацию, заранее знает, какую сумму денег он получит по ней к определенному времени. Знать величину номинала также необходимо для того, чтобы определить текущий курс облигации, поскольку данная бумага котируется в процентах к ее номинальной стоимости (т. е. к сумме, которая указывается на облигации).
Курс облигации определяется в процентах к номиналу путем деления рыночной цены облигации на номинальную цену облигации.
Общий доход от облигации складывается из следующих элементов:
периодически выплачиваемых процентов (купонного дохода);
изменения стоимости облигации за соответствующий период; 3) дохода от реинвестиции полученных процентов.
Существует принципиальная разница между акциями и облигациями. Их отличительные особенности можно свести в таблицу (табл. 4.2.).
Таблица 4.2
Отличительные особенности акции от облигации
Признаки | Акция | Облигация |
Срок обращения | Бессрочные | Срок обращения ограничен |
Форма вложения средств | Долевая | Долговая |
Очередность выплаты доходов | Вторая очередь | Первая очередь |
Право на участие в управлении | Имеют | Не имеют |
Форма доходов | Дивиденды | Процент (дисконт) |
Стоимость и доходность облигации
Стоимостная оценка облигаций. Облигации имеют номинальную (нарицательную) цену и рыночную цену.
Номинальная цена облигации напечатана на самой облигации и обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа. Номинальная цена является базовой величиной для расчета принесенного облигацией дохода. Процент по облигации устанавливается к номиналу, а прирост (или уменьшение) стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной ценой, по которой облигация будет погашена, и ценой покупки облигации.
Облигации чаще всего ориентированы на богатых инвесторов, как индивидуальных, так и институциональных. Поэтому они, как правило, выпускаются с высокой номинальной ценой. Этим они отличаются от акций, номинальную стоимость которых эмитент устанавливает в расчете на приобретение их самыми широкими слоями инвесторов. Следует отметить, что если для акций номинальная стоимость- величина достаточно условная, поскольку акции продаются и покупаются, как правило, по цене, не привязанной к номиналу, то для облигаций номинальная стоимость является очень важным показателем, значение которого не меняется на протяжении всего срока облигационного займа. Именно по зафиксированной величине номинала облигации будут гаситься по окончании срока их обращения.
Облигации с момента их эмиссии и до погашения продаются и покупаются по установившимся на рынке ценам.
Рыночная цена в момент эмиссии, а именно эмиссионная цена, может быть ниже номинала, равна номиналу и выше номинала. Рыночная цена облигаций определяется исходя из ситуации, которая сложилась на рынке облигаций и на финансовом рынке в целом к моменту продажи.
Рыночная цена облигации зависит и от ряда других условий, важнейшее из которых — надежность вложений, т.е. степень риска, уровень процентной ставки, период обращения облигаций, срок до погашения и др.
В общем виде текущую цену облигации можно представить как стоимость ожидаемого денежного потока, приведенного к текущему моменту. Как известно, денежный поток состоит из двух компонентов: купонных выплат и номинала облигации, выплачиваемого при ее погашении.
Таким образом, цена облигации представляет собой приведенную стоимость аннуитета и единовременно выплачиваемой суммы номинальной цены. Фиксированный текущий доход по облигации представляет собой постоянные аннуитеты, т.е. годовые фиксированные выплаты в течение ряда лет.
Цена облигации определяется по формуле
n К Н PV = Σ ------ + ------- i=1 (1 + r) ⁿ (1 + r) ⁿ |
где PV - текущая стоимость (приведенная стоимость);
К- купонные выплаты;
r - ставка дисконтирования;
H - номинал стоимости облигации;
п - число периодов, в течение которых осуществляется выплата купонных доходов.
Следует иметь в виду, что номинальная стоимость разных облигаций различна и часто возникает потребность в сопоставимом измерителе рыночных цен облигаций. Для этого используют такое понятие, как курс облигации.
Курс облигации Ко5) — это значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу:
Цр К обл = ---------- х 100 . где Н | К обл - курс облигации; Ц рын - рыночная цена облигации, руб.; Н - номинальная цена облигации, руб. |
В мировой практике помимо номинальной и рыночной цен употребляется еще одна стоимостная оценка облигации - их выкупная цена, по которой эмитент по истечении срока займа погашает облигации. Выкупная цена может совпадать с номинальной, а может быть выше или ниже ее.
Доход по облигации. Общий доход от облигации складывается из:
периодически выплачиваемых доходов (купонного дохода);
изменения стоимости облигации за соответствующий период;
дохода от реинвестирования полученных процентов. Рассмотрим каждую составляющую дохода.
Во-первых, как уже отмечалось, облигация, в отличие от акций, приносит своему владельцу фиксированный текущий доход. Этот доход представляет собой постоянные аннуитеты, т.е. годовые фиксированные выплаты в течение ряда лет. Размер купонного дохода по облигациям зависит прежде всего от надежности эмитента: чем надежнее эмитент, тем меньше предлагаемый процент.
Во-вторых, облигация может приносить доход в результате изменения стоимости облигации за время с момента ее покупки до продажи. Разница между ценой покупки облигации (Цприобр) и ценой, по которой инвестор продает облигацию (Цпрод), представляет собой прирост капитала, вложенного инвестором в конкретную облигацию (Д = Цпрод - Цприобр). Этот вид дохода приносят прежде всего облигации, которые продаются по цене ниже номинала, т.е. с дисконтом. При покупке и продаже облигаций с дисконтом важным моментом является определение цены продажи облигации.
В-третьих, облигация приносит доход от реинвестиции полученных процентов. Однако этот доход можно получить только при условии, что полученный в виде процентов текущий доход по облигации постоянно реинвестируется. Этот вид дохода может иметь довольно существенное значение при покупке долгосрочных облигаций.
Общий, или совокупный, доход по облигациям, как правило, ниже, чем по другим ценным бумагам.
Доходность облигаций. В общем виде доходность является относительным показателем и представляет собой доход, который приходится на единицу затрат. Различают текущую доходность и полную, или конечную, доходность облигаций.
Показатель текущей доходности характеризует годовые (текущие) поступления по облигации относительно затрат на ее покупку.
Текущая доходность облигации рассчитывается по формуле:
Д
d тек = ----------- х 100
Ц приобр
где d тек - текущая доходность облигации, %;
Д - доход (сумма, выплачиваемая в год, в рублях);
Ц приобр – цена приобретения облигации.
Текущая доходность облигации является простейшей характеристикой облигации, однако не отражает еще один источник дохода - изменение стоимости облигации за период владения ею. Поэтому по облигациям с нулевым купоном текущая доходность равна нулю, хотя доход в форме дисконта она приносит.
Оба источника дохода отражаются в показателе конечной или полной доходности, которая характеризует полный доход по облигации, приходящийся на единицу затрат на покупку этой облигации, и ассчитывается по формуле:
Дсп + D
d кон = ----------------- х 100
Ц приобр х Т
где d кон - конечная (полная) доходность облигации, %;
Дсп - совокупный процентный доход, руб.;
D - величина дисконта по облигации (т.е. разница между ценой погашения / реализации и ценой приобретения облигации), руб.;
Ц приобр - цена приобретения облигации, руб.;
Т - число лет, в течение которых инвестор владел облигацией.
Величина дисконта Р равна разнице между номинальной стоимостью облигации и ценой приобретения, если инвестор держит облигацию до погашения. Если же инвестор продает облигацию, не дожидаясь погашения, то величина Р представляет собой разницу между ценой продажи и ценой приобретения облигации.
Кроме того, существуют два фактора, влияющих на доходность облигаций. Это инфляция и налоги. Поэтому реальная доходность облигаций должна рассчитываться после вычета из дохода выплачиваемых налогов с поправкой на инфляцию.
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты