logo search
Учебное Пособие

4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (Бюджетный кодекс РФ — БК РФ), законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК РФ и законом о федеральном бюджете РФ.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет.

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка РФ выписки со своих счетов осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Едиными для бюджетов РФ являются налоговые доходы:

налоги на прибыль, доходы;

налоги и взносы на социальные нужды;

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;

налоги на товары, ввозимые на территорию РФ;

налоги на совокупный доход;

налоги на имущество;

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

государственная пошлина;

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

В федеральный бюджет в соответствии с БК РФ зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет (ставка 6,5 %), — по нормативу 100 %;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам), — по нормативу 100 %;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, — по нормативу 20 %;

НДС — по нормативу 100 %;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 %;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100 %;

акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 %;

акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 %;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40 %;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 %;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, — по нормативу 100 %;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 %;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 %;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40 %;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ — по нормативу 100 %;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 %;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 %;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 %;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 70 %;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 100 %;

водного налога — по нормативу 100 %;

единого социального налога по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, — по нормативу 100 %;

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты и указанной в БК) — по нормативу 100 %.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» утверждены нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ. Указанным законом установлено, что направляются в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляются им в бюджеты субъектов РФ не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами:

80 % доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 до 25 % включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25 % (за исключением вин), производимую на территории РФ;

60 % доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Пример. За последние годы бюджетная система РФ претерпела большие изменения.

Для сравнения следует обратить внимание на то, как распределялись налоги между уровнями бюджета 10 лет назад. Например, доходы федерального бюджета на 1998 г. формировались за счет:

В бюджеты субъектов РФ налог на прибыль зачислялся по ставкам, устанавливаемым законодательными органами субъектов РФ, в размере не выше 19 %, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, — по ставкам в размере не выше 27 %.

В местные бюджеты налог на прибыль зачислялся по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления, в размере не выше 5 %;