logo search
Учебное Пособие

4.2. Участники налоговых отношений

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

  1. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

  2. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

  3. налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

  4. таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых законом возложена обязанность платить налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Налоговые агенты обязаны:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ;

  2. письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

  3. вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов;

  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

  5. в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, которыми могут быть организация или физическое лицо.

Законные представители налогоплательщика выступают представителями на основании закона. Уполномоченные представители налогоплательщика представляют его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами внебюджетных фондов) на основании доверенности (организация) или нотариально заверенной доверенности (физическое лицо).

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на экономические результаты их деятельности, а именно:

  1. одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %;

  2. одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

  3. лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства.

Суд может признать лица взаимозависимыми, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров.

Налогоплательщики имеют право:

  1. получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

  2. получать от Министерства финансов РФ, региональных и местных финансовых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

  3. использовать налоговые льготы при наличии оснований;

  4. получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;

  5. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

  6. представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

  7. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

  8. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

  9. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

  10. требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;

  11. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;

  12. обжаловать акты налоговых органов;

  13. на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

  14. на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов;

  15. на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налогоплательщики обязаны:

  1. уплачивать законно установленные налоги;

  2. встать на учет в налоговых органах;

  3. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

  4. представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);

  5. представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность;

  6. представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

  7. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства, а также не препятствовать деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

  8. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (Федеральная налоговая служба Министерства финансов и ее подразделения в РФ).

Основная функция Федеральной налоговой службы России — обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговые органы РФ контролируют соблюдение налогового законодательства РФ, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в бюджет налогов, платежей при пользовании недрами, а также соблюдение валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом «О налоговых органах», иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В Законе РФ «О налоговых органах» окончательно оформляются полномочия налоговых органов по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Налоговым органам предоставляется право:

  1. производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов в бюджет; получать необходимые объяснения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.

Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт; за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверять документы, связанные с применением ККТ; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводить проверки выдачи кассовых чеков; налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт;

  1. контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

  2. получать от организаций и граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения;

  3. обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские, торговые помещения организаций и граждан;

  4. требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций и граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах;

  5. приостанавливать операции организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках в случаях непредставления налоговым органам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

  6. изымать у организаций документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли (дохода), с одновременным производством осмотра документов;

  7. выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

  8. взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени;

  9. возбуждать ходатайства о запрещении заниматься индивидуальной трудовой деятельностью;

  10. предъявлять в суде и арбитражном суде иски:

о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

о признании сделок недействительными, взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

о взыскании неосновательно приобретенного имущества не по сделке, а в результате других незаконных действий;

  1. создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением.

Налоговые органы обязаны:

  1. соблюдать законодательство о налогах и сборах;

  2. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

  3. вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

  4. бесплатно информировать налогоплательщиков и налоговых агентов о законодательстве о налогах и сборах, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

  5. руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

  6. сообщать налогоплательщикам и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства;

  7. принимать решения о возврате налогоплательщику или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов;

  8. соблюдать налоговую тайну;

  9. направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа;

  10. представлять налогоплательщику или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам.

  11. осуществлять по заявлению налогоплательщика или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов; выдавать копии решений, принятых налоговым органом.

Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

  1. действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

  2. реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

  3. корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, не унижать их честь и достоинство.

Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков — предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и за проведение в них документальных проверок не реже одного раза в 2 года.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Суммы налогов, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки, причиненные налогоплательщику незаконными действиями налоговых органов, возмещаются в порядке, установленном законодательством.

В налоговом администрировании ФНС придерживается следующих принципов:

равенство перед законом всех участников налоговых правоотношений;

адекватная и своевременная реакция на различные модели поведения налогоплательщиков;

достижение максимальных результатов при минимальных затратах.

Рост доходов государства должен обеспечиваться за счет:

увеличения количества налогоплательщиков, добровольно исполняющих налоговые обязательства;

сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в ненаблюдаемом секторе экономики.

Данные принципы также являются основой работы налоговых администраций других стран.

Однако в отличие от зарубежных налоговых администраций, которые сосредоточены только на налоговом администрировании, Федеральная налоговая служба РФ осуществляет функции:

регистрирующего органа;

лицензирования и контроля производства и оборота спирта и алкогольной продукции;

лицензирования и контроля игорного бизнеса и лотереи;

уполномоченного органа государства в делах о банкротстве.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.