4.2. Участники налоговых отношений
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых законом возложена обязанность платить налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Налоговые агенты обязаны:
правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ;
письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов;
представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, которыми могут быть организация или физическое лицо.
Законные представители налогоплательщика выступают представителями на основании закона. Уполномоченные представители налогоплательщика представляют его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами внебюджетных фондов) на основании доверенности (организация) или нотариально заверенной доверенности (физическое лицо).
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на экономические результаты их деятельности, а именно:
одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %;
одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства.
Суд может признать лица взаимозависимыми, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров.
Налогоплательщики имеют право:
получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
получать от Министерства финансов РФ, региональных и местных финансовых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
использовать налоговые льготы при наличии оснований;
получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;
не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;
обжаловать акты налоговых органов;
на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов;
на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.
Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
Налогоплательщики обязаны:
уплачивать законно установленные налоги;
встать на учет в налоговых органах;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);
представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность;
представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства, а также не препятствовать деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (Федеральная налоговая служба Министерства финансов и ее подразделения в РФ).
Основная функция Федеральной налоговой службы России — обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Налоговые органы РФ контролируют соблюдение налогового законодательства РФ, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в бюджет налогов, платежей при пользовании недрами, а также соблюдение валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом «О налоговых органах», иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В Законе РФ «О налоговых органах» окончательно оформляются полномочия налоговых органов по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
Налоговым органам предоставляется право:
производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов в бюджет; получать необходимые объяснения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.
Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт; за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверять документы, связанные с применением ККТ; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводить проверки выдачи кассовых чеков; налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт;
контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
получать от организаций и граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения;
обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские, торговые помещения организаций и граждан;
требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций и граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах;
приостанавливать операции организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках в случаях непредставления налоговым органам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
изымать у организаций документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли (дохода), с одновременным производством осмотра документов;
выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени;
возбуждать ходатайства о запрещении заниматься индивидуальной трудовой деятельностью;
предъявлять в суде и арбитражном суде иски:
о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия и взыскании доходов, полученных в этих случаях;
о признании сделок недействительными, взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
о взыскании неосновательно приобретенного имущества не по сделке, а в результате других незаконных действий;
создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением.
Налоговые органы обязаны:
соблюдать законодательство о налогах и сборах;
осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
бесплатно информировать налогоплательщиков и налоговых агентов о законодательстве о налогах и сборах, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
сообщать налогоплательщикам и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства;
принимать решения о возврате налогоплательщику или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов;
соблюдать налоговую тайну;
направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа;
представлять налогоплательщику или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам.
осуществлять по заявлению налогоплательщика или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов; выдавать копии решений, принятых налоговым органом.
Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Должностные лица налоговых органов обязаны:
действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, не унижать их честь и достоинство.
Налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков — предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и за проведение в них документальных проверок не реже одного раза в 2 года.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.
Суммы налогов, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки, причиненные налогоплательщику незаконными действиями налоговых органов, возмещаются в порядке, установленном законодательством.
В налоговом администрировании ФНС придерживается следующих принципов:
равенство перед законом всех участников налоговых правоотношений;
адекватная и своевременная реакция на различные модели поведения налогоплательщиков;
достижение максимальных результатов при минимальных затратах.
Рост доходов государства должен обеспечиваться за счет:
увеличения количества налогоплательщиков, добровольно исполняющих налоговые обязательства;
сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в ненаблюдаемом секторе экономики.
Данные принципы также являются основой работы налоговых администраций других стран.
Однако в отличие от зарубежных налоговых администраций, которые сосредоточены только на налоговом администрировании, Федеральная налоговая служба РФ осуществляет функции:
регистрирующего органа;
лицензирования и контроля производства и оборота спирта и алкогольной продукции;
лицензирования и контроля игорного бизнеса и лотереи;
уполномоченного органа государства в делах о банкротстве.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты