5.1 Сущность и функции финансов предприятий
Содержание финансовых отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятий
Финансы предприятий – это денежные отношения, возникающие в процессе организации основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования.
Финансовые отношения коммерческих организаций можно сгруппировать по следующим направлениям:
С учредителями – по поводу формирования уставного капитала и выплаты дивидендов;
С поставщиками сырья, материалов, комплектующих (финансовые отношения определяются объемами партий закупок, уровнем цен, условиями поставок, системой расчетов …);
С покупателями и заказчиками при поставках продукции и товаров;
С филиалами, представительствами, дочерними и зависимыми обществами в процессе распределения основных и оборотных средств, доходов, прибыли;
С бюджетом и внебюджетными фондами – организации уплачивают налоги в бюджеты и внебюджетные фонды. Предприятия могут при наличии оснований получать бюджетные ассигнования на покрытие текущих расходов и развитие (например, АПК, ЖКХ, ВПК). Коммерческие организации являются плательщиками косвенных налогов (НДС, акцизы). Уплачиваются также прямые налоги: налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН (формирует доходы государственных социальных внебюджетных фондов ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС РФ), транспортный налог, ресурсные платежи (земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог …). Налоговое законодательство также устанавливает и специальные налоговые режимы для сельскохозяйственных предприятий, упрощенную систему налогообложения, налогообложение вмененного дохода для отдельных видов деятельности;
С трудовым коллективом (выплата заработной платы, премиальных, материальной помощи, финансирование социальной сферы);
С коммерческими банками в процессе расчетно-кассового обслуживания, кредитования, лизинговых и факторинговых операций;
Со страховыми компаниями по поводу обязательного и добровольного страхования имущества предприятия, жизни и здоровья работников, ответственности за причинение вреда окружающей среде, юридическим и физическим лицам;
С профессиональными участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными институтами и т.д.
Особенности финансовых отношений определяются отраслевой направленностью, масштабами бизнеса, организационно-правовой формой организации. Коммерческие организации могут функционировать в форме товариществ (полное товарищество, коммандитное товарищество), хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества), унитарных предприятий (государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия и казенные предприятия), производственных кооперативов. Наиболее распространенными формами для организации малого и среднего бизнеса являются ООО, для организации крупного бизнеса – ОАО.
Сущность финансов предприятий проявляется через функции.
Выделяют две функции финансов предприятий – распределительную и контрольную.
Распределительная функция заключается в формировании уставного капитала, распределении ресурсов для обеспечения производства и продажи продукции, распределении выручки, формировании и распределении прибыли, уплате налогов, выплате дивидендов. Распределительная функция обеспечивает сочетание интересов всех участников экономических отношений: организаций, собственников, работников, государства.
Контрольная функция заключается в необходимости внутреннего и внешнего контроля для обеспечения рациональной организации движения финансовых ресурсов. Внешний контроль осуществляется налоговыми органами, государственными финансовыми органами (за целевым и эффективным использованием государственного имущества и бюджетного финансирования), независимыми аудиторскими фирмами. Внутренний контроль организуется предприятием для обеспечения эффективного финансового менеджмента и применяется в сочетании с методами финансового учета, анализа, планирования и мониторинга.
Финансовый механизм предприятия – это система управления финансами коммерческой организации, направленная на достижение максимальной прибыли и рост рыночной стоимости предприятия.
Финансовый механизм предприятия включает:
Финансовые методы
Финансовые инструменты
Правовое обеспечение
Информационно-методическое управление финансами
Финансовые методы объединяют методы финансового учета, финансового анализа, финансового прогнозирования и планирования, финансового мониторинга и контроля, финансового регулирования. Примерами таких методов являются широко распространенные в практике финансового управления методы горизонтального и вертикального, коэффициентного и факторного финансового анализа, метод прямого счета при разработке финансовых планов и бюджетов, метод контроля по отклонениям плановых и фактических показателей, методы оптимизации структуры капитала на основе эффекта финансового рычага и многие другие.
Финансовый инструмент – это любой контракт, в результате которого образуются финансовые активы одного субъекта и финансовые обязательства другого субъекта. Финансовые инструменты – это денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженности и др. Различают первичные и производные финансовые инструменты первичные финансовые инструменты – акции, облигации, векселя. Производные финансовые инструменты (деривативы) – это форвардные контракты, фьючерсы на товарные и финансовые активы, а также финансовые опционы, процентные и валютные свопы и др.
Правовое обеспечение – это совокупность законодательных и нормативных документов, регулирующих деятельность организации. Основными законодательными документами, формирующими правовое поле деятельности предприятий, являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы, регламентирующие деятельность определенных организационно-правовых форм предприятий (например, ФЗ «Об акционерных обществах»), регламентирующие деятельность определенных отраслей и др. Нормативно-правовая база содержит огромный свод законодательных и нормативных документов, регулирующих экономические отношения.
Информационное обеспечение как составляющая финансового механизма предприятия является необходимым условием эффективного финансового управления. Информационное обеспечение включает внешнюю и внутреннюю информацию. Внешняя информация объединяет макроэкономические и отраслевые показатели, показатели состояния товарных и финансовых рынков. Внутренняя информация отражает фактическое финансовое состояние коммерческой организации, а также ее финансовую стратегию и политику, отраженную в финансовых планах и прогнозах.
Государственное регулирование финансов коммерческих организаций в условиях рыночных отношений имеет ограниченный характер и проявляется в формировании правового поля деятельности предприятий и использовании гибких методов регулирования. Выделяют обычно три формы государственного регулирования: ставка рефинансирования, налоговые механизмы и налоговые ставки (а также ставки экспортных и импортных пошлин) и амортизационная политика. В остальном государство не вмешивается в хозяйственную деятельность коммерческих организаций в соответствии с принципами самостоятельности предприятий и ответственности за результаты деятельности.
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты