2.2 Финансовая политика государства
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, кредит, налоги, валютные отношения и т.п.
Финансовая политика государства является составной частью экономической политики государства.
В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики.
Финансовая политика государства – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
В РФ разработкой и реализацией государственной финансовой политики занимается Министерство финансов РФ.
Финансовая политика государства реализуется через финансовую стратегию и финансовую тактику. Основа финансовой политики - стратегические направления, т.е. финансовая стратегия.
Финансовая стратегия – это комплекс мероприятий, направленных на достижение перспективных финансовых целей. Они определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
Финансовая тактика – это условия текущей реализации финансовой политики.
Финансовая тактика и финансовая стратегия зависят от социально-экономического развития страны, следовательно, на разных этапах развития экономики и социальной сферы они меняются.
Цели финансовой политики государства:
увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста,
увеличение размеров государственных финансов необходимых для полного удовлетворения потребностей общества.
Основной целью современной финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
Задачи финансовой политики государства:
обеспечение условий для формирования финансовых ресурсов;
установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
создание эффективной системы управления финансами;
разработка финансового механизма.
Главной задачей современной финансовой политики является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм - это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий, рынка ценных бумаг и т.д.
Виды финансового механизма:
Директивный финансовый механизм - разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Например, финансовые отношения между государством и предприятиями, финансовые отношения между государством и гражданами и т.д. Директивный механизм подразумевает прямое вмешательство государства в финансовые отношения через налоги, государственные расходы, государственный кредит и другие финансовые инструменты. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников,
Регулирующий финансовый механизм - разрабатывается для финансовых отношений, в которых государство напрямую не участвует. Например, финансовые отношения между предприятиями, финансовые отношения между страховыми компаниями, предприятиями и гражданами, финансовые отношения между коммерческими банками, предприятиями и гражданами. Регулирующий механизм подразумевает косвенное вмешательство государства в финансовые отношения через регламентацию отдельных сторон деятельности экономических субъектов. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.
Основные направления современной финансовой политики государства:
1. налоговая политика – она должна быть направлена на создание приемлемых условий налогообложения, как для государства, так и для налогоплательщиков. В РФ проходят налоговые реформы, основные цели которых - это снижение налоговой нагрузки, упрощение налоговой системы и выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков. Основные задачи: 1.реформирование налогового законодательства, 2.пересмотр существующих льгот и налогов, 3.уменьшение налоговых ставок, 4.ужесточение налогового администрирования;
2. бюджетная политика - она должна быть направлена на укрепление государственных и муниципальных финансов и создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей хозяйства. В РФ проходят бюджетные реформы, основная цель которых – это усовершенствование межбюджетных отношений. Бюджетная политика, в первую очередь, должна быть направлена на создание эффективной системы управления государственными и муниципальными финансами (управление бюджетной системой государства). Основные задачи: 1.реформирование бюджетного законодательства, 2.пересмотр расходных обязательств государства, 3.поиск дополнительных источников доходов государства, 4.совершенствование межбюджетных отношений;
3. денежно-кредитная политика – она должна быть направлена на совершенствование развития банковской системы. В РФ проходят банковские реформы, основная цель которых – это восстановление доверие населения к коммерческим банкам через систему страхования вкладов. Основные задачи: 1.реформирование банковского законодательства, 2.совершенствование порядка контроля за соблюдением коммерческими банками обязательных нормативов, 3.пополнение валютных запасов государства, 4.сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
4. инвестиционная политика - она должна быть направлена на определение наиболее приоритетных направлений капитальных вложений, от которых зависят повышение эффективности экономики и обеспечение наибольшего прироста продукции и национального дохода. Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала. Основные задачи: 1.децентрализация инвестиционного процесса, 2.создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения, 3.развитие всех форм кредитования, 4.привлечение прямых иностранных инвестиций;
5. социальная политика - она должна быть направлена на обеспечение социальных прав граждан. В последнее время социальная политика наиболее приоритетное направление финансовой политики. В РФ проходят социальные реформы (пенсионная реформа, реформа монетизации льгот, реформа здравоохранения, реформа образования и др.). Основные задачи: 1.выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим, 2.своевременная индексация пенсий, 3.сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости, 4.реализация социальных реформ.
Таким образом, для реализации финансовой политики государства необходимо: снижение социальной напряженности; оздоровление государственных и муниципальных финансов; восстановление нормального функционирования банковской сферы; разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства; искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты