2.1 Сущность финансов
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Финансы – это историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы: рабовладельческое общество, феодальные государства, капитализм.
Финансы стали выражать экономические отношения только тогда, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, т.е. в условиях капитализма. Они стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД).
Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Таким образом, финансы обеспечивают условия для расширенного воспроизводства. Роль финансов в расширенном воспроизводстве должна возрастать, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.
Расширенное воспроизводство – это процесс, способствующий непрерывному возобновлению и расширению производственных фондов, росту ВВП и НД, воспроизводству рабочей силы и производственных отношений.
Финансы отражают уровень развития производительных сил и микроэкономические процессы. Финансы неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием стоимости ВВП и НД.
Важная роль в воспроизводстве ВВП и НД принадлежит финансам предприятий и финансам государства. Государство воздействует на воспроизводство через финансирование отдельных предприятий и отраслей хозяйства, социальных мероприятий и налоговую политику.
Государство воздействует на расширенное воспроизводство также через финансовые инструменты, такие как налоги, государственные расходы, государственный кредит и другие. Большое влияние на воспроизводство оказывает проводимая финансовая политика государства.
Расширенное воспроизводство осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений.
Процесс воспроизводства включает 4 стадии - производство, обмен, распределение и потребление. Эти стадии обязательны для воспроизводства. В большей степени роль финансов заметна на третьей стадии процесса воспроизводства – распределение ВВП и НД. С помощью финансов осуществляется распределение и перераспределение ВВП между производственной и непроизводственной сферой, между отраслями материального производства, между отдельными регионами страны, между отдельными экономическими субъектами и между отдельными социальными группами.
ВВП – это стоимость конечных товаров, работ и услуг, произведенных в определенной стране за определенный период времени (чаще всего за год).
В России плановый показатель ВВП определяется в ФЗ «О федеральном бюджете», а фактический размер ВВП - в ФЗ «Об исполнении федерального бюджета». С 2008 года ФЗ «О федеральном бюджете» разрабатывается на три года, из которых: первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики, в том числе заявленный показатель ВВП. Также с 2008 года в ФЗ «Об исполнении федерального бюджета» подводятся итоги за три года, из которых: первый год – это год, за который составляется отчет об исполнении бюджета, следующие два года – итоги за плановый период, на протяжении которых прослеживались изменения в результатах экономической политики, в том числе изменения в заявленном показателе ВВП.
Национальный доход (НД) – это стоимость ВВП за минусом расходов на ведение народного хозяйства. В первую очередь, за минусом текущих расходов государства.
Понятие “финансы” не равно понятию “деньги”.
Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей (деньги – стоимостной измеритель и средство платежа). С помощью денег измеряется стоимость произведенных товаров, работ и услуг в определенной стране за определенный период времени, т.е. определяется размер ВВП. Деньги позволяют измерить показатель ВВП в стране.
Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Главное назначение финансов в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Без участия финансов НД не может быть распределен. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием НД. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.
Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств. Финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме.
Финансовые отношения – это отношения, в результате которых создаются фонды денежных средств.
Примеры финансовых отношений:
между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и оказании услуг;
между государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
между отдельными звеньями бюджетной системы;
между страховыми организациями, предприятиями и гражданами при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;
между коммерческими банками, предприятиями и гражданами при получении банковского кредита и уплате процентов по нему и т.д.
Финансовые отношения многогранны, но их главное отличие от денежных состоит в том, что финансовые отношения позволяют формировать фонды денежных средств у государства и у отдельных экономических субъектов.
Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.
Сущность финансов проявляется в их функциях. На данный момент существует три базовых функции финансов.
1. Распределительная функция финансов – это распределение и перераспределение ВВП и НД.
Распределение в основном осуществляется между производственной и непроизводственной сферой. Производственная сфера (сфера материального производства) характеризуется производством вещественных (материальных) товаров, а непроизводственная сфера – оказанием услуг.
Распределение ВВП возможно между регионами-донорами и регионами-реципиентами. Регион-донор – это субъект РФ, у которого бюджетные доходы превышают расходы. Регион-реципиент – это субъект РФ, у которого бюджетные расходы превышают доходы.
Распределение НД заключается в создании так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна НД. НД=П1+П2+П3.
Первичные доходы – это доходы, полученные в сфере материального производства (прибыль предприятий, страховые взносы во внебюджетные фонды, доходы работающих).
Перераспределение НД связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (образование, здравоохранение, наука, культура, спорт, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. Вторичные доходы – это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы (налоги - налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и другие). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования НД.
Активно участвуя в распределении и перераспределении НД, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении НД, в пропорции его конечного использования.
Объекты распределения - ВВП, НД, доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д. Субъекты распределения – государство, хозяйствующие субъекты и т.д. Инструменты распределения – нормы, нормативы, тарифы, налоги, сборы, пошлины.
Таким образом, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, между отраслями материального производства, между отдельными регионами страны, между отдельными экономическими субъектами и между социальными группами населения.
Распределительная функция финансов призвана обеспечивать формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
2. Контрольная функция - это контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов проявляется через многогранную деятельность финансовых органов.
Сущность финансового контроля заключается в работе финансовых органов, которые осуществляют контроль за стоимостным распределением и перераспределением ВВП и НД.
Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.
3. Регулирующая функция - связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое (бюджетное) планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг, государственное регулирование государственного сектора страхования и т.д.
Через расходы, налоги и кредит государство может проводить ту или иную финансовую политику в стране, которая разрабатывается и реализуется Министерством финансов РФ и другими исполнительными органами власти в сфере управления финансами.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма.
Виды финансов:
государственные и муниципальные (централизованные) финансы - это фонды денежных средств, принадлежащих органам власти на различных уровнях: на федеральном уровне; на региональном уровне; на местном уровне. Государственными финансами распоряжаются федеральные и региональные органы власти, а муниципальными финансами – органы местного самоуправления. В настоящий момент государственными и муниципальными финансами в РФ распоряжаются законодательные и исполнительные органы власти.
негосударственные (децентрализованные) финансы - это фонды денежных средств, принадлежащих отдельным экономическим субъектам: коммерческим предприятиям (организациям), домашним хозяйствам, частным страховым организациям, коммерческим банкам. Негосударственные финансы позволяют предприятиям, домохозяйствам, страховым организациям, коммерческим банкам и другим решать их насущные задачи. Часто предприятия и домашние хозяйства называют хозяйствующими субъектами.
Таким образом, финансы – это, прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение ВВП и НД. Следует отметить, распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита.
Цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение и перераспределение НД, товар должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой дальнейшего распределительного процесса.
Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. В отличие от финансов, выражающих одностороннее и безвозмездное движение стоимости, кредит должен быть в обусловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты