logo search
Учебное Пособие

3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства

Одним из инструментов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Бюджет является инструментом экономической и социальной политики государства, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Определение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ (статья 6). В нем бюджет понимается как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией (рис. 1).

Бюджет как экономическая категория– система экономических отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня

Бюджет в материальном смысле– централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной власти или местной власти

Бюджет как правовая категория– основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый представительными органами государственной или местной власти

Рисунок 3.1 - Понятие и сущность бюджета

Бюджет выполняет следующие задачи:

Основные функции бюджета:

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Роль бюджета в условиях рыночной экономики.

В современных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.

Бюджет и бюджетная система не просто регистрируют и контролируют то, что создано в процессе производства, но и активно воздействуют на этот процесс, ускоряя или замедляя его.

В современных экономических условиях бюджет связан посредством налогов практически со всеми предприятиями и организациями всех форм хозяйствования, с их финансовыми планами, а через них с производственными показателями оказывая воздействие на их формирование.

Таким образом, на современном этапе развития экономических отношений в стране роль бюджета как основного финансового плана государства, утверждаемого на законодательном уровне, обусловлена тем, что бюджет:

  1. способствует развитию производительных сил и структурной перестройке экономики;

  2. является главным источником финансирования непроизводственной сферы и сферы социальной защиты населения;

  3. выступает в качестве синтетического финансового плана, в процессе составления, утверждения и исполнения которого происходит корректировка финансовых планов и прогнозов предприятий и организаций всех форм собственности и методов хозяйствования.