Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
Государственный и муниципальный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.
При государственном кредите неотъемлемым участником являются федеральные и региональные органы власти и управления, при муниципальном кредите – органы местного самоуправления. Кредитные отношения, при которых государство выступает как заемщик средств, - это классическая форма государственного и муниципального кредита. В современных же условиях государство может выступать и как кредитор, предоставляя кредиты юридическим и физическим лицам, и как гарант – в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.
Основные цели государственного и муниципального кредита:
финансирование бюджетного дефицита;
проведение региональной финансово-кредитной политики;
поддержка муниципальных образований;
поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.
Как экономическая категория государственный и муниципальный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджетную систему РФ.
Государственный и муниципальный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход, поэтому следует отличать государственный и муниципальный кредит от банковского кредита.
Отличия государственного и муниципального кредита от банковского кредита:
Государственный и муниципальный кредит, как правило, имеет более низкий процент по сравнению с банковским кредитом, а в некоторых случаях выдается без процентов.
Срок возврата банковского кредита строго регламентирован и его нарушение приводит к возникновению соответствующих экономических санкций (штрафов, пеней, процентов). Государственный и муниципальный кредит, как правило, не предусматривает экономических санкций государству.
Банковский кредит используется, как правило, на конкретные цели, а государственный и муниципальный кредит используются на финансирование текущих мероприятий, т.е. не имеет строго целевого назначения.
Банковский кредит в некоторых случаях может служить причиной появления избыточной денежной массы, а государственный и муниципальный кредит может являться средством сокращения количества денег в обращении.
Высшим органом управления государственным и муниципальным кредитом являются законодательные органы власти. Законодательные органы власти устанавливают максимальные размеры привлечения средств и размеры кредитования за счет средств бюджета. Оперативное управление государственным и муниципальным кредитом возлагается совместно на Министерство финансов и Центральный Банк РФ, их территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям.
Формы государственного и муниципального кредита:
1. Государственные и муниципальные гарантии, при которых государство выступает в качестве гаранта.
Государственная и муниципальная гарантия - это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается государственная и муниципальная гарантия, обязательств перед третьими лицами.
Письменная форма государственной и муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной и муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность). Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.
Государственные и муниципальные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое состояние ее получателя.
Гарант по государственной и муниципальной гарантии несет субсидиарную или солидарную ответственность. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной и муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.
Предоставление и исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в долговых книгах (Государственной долговой книге РФ, Государственной долговой книге субъекта РФ, Муниципальной долговой книге).
Государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке, при этом гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом РФ. Государство гарантирует пенсионерам выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств федерального бюджета РФ.
2. Государственные и муниципальные займы, при которых государство выступает либо в качестве заемщика, либо в качестве кредитора.
Основные виды государственных и муниципальных займов:
Государственные и муниципальные ценные бумаги. Максимальный срок обращения государственных ценных бумаг – 30 лет, максимальный срок обращения муниципальных ценных бумаг – 10 лет.
Иностранные кредиты. Данный вид займа – прерогатива РФ. На рынке иностранных кредитов РФ может выступать и кредитором, и заемщиком одновременно. Деятельность РФ как кредитора на международной арене остается свернутой и в основном ограничивается странами СНГ. Крупнейшими заемщиками РФ являются такие страны СНГ, как Украина, Беларусь и Казахстан. Деятельность РФ как заемщика проводится в основном относительно международных финансовых организаций.
Государство как кредитор может выдавать следующие кредиты:
внутренние кредиты – это кредиты внутри страны бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным предприятиям, юридическим и физическим лицам, органам власти в национальной валюте.
внешние кредиты - это кредиты, предоставляемые РФ в иностранной валюте иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.
К внешним кредитам относят внешние долговые требования РФ.
Внешние долговые требования РФ – это финансовые обязательства иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ как кредитором. Внешние долговые требования РФ формируют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ. Крупнейшими внешними должниками РФ являются следующие страны: страны СНГ (в первую очередь, Украина, Беларусь, Казахстан), Куба, Индия, Вьетнам, Монголия, развивающиеся страны Африки.
Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственными и муниципальными финансами. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный долг как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.
Различают: 1.государственные и муниципальные внутренние заимствования, 2.государственные и муниципальные внешние заимствования.
Внутренние заимствования – это займы внутри страны (от бюджетов других уровней, от населения, от коммерческих банков и других).
Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.
Внешние заимствования – это займы за пределами страны (от МВФ, от Парижского и Лондонского клубов, от Всемирного банка и других).
Государственные внешние заимствования РФ и субъекта РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ и субъектов РФ. Муниципальные внешние заимствования осуществлять нельзя в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственных и муниципальных заимствований. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.
Ежегодно разрабатываются программы внутренних и внешних государственных и муниципальных заимствований. Эти программы являются приложениями к бюджету соответствующего уровня. На федеральном и региональном уровне утверждаются программы внутренних и внешних государственных заимствований, а на местном уровне – только программы внутренних муниципальных заимствований.
В результате заемной деятельности государства образуется государственный и муниципальный долг.
Государственный и муниципальный долг – это долговые обязательства, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.
Государственный и муниципальный долг напрямую связан с бюджетным дефицитом. Для покрытия бюджетного дефицита выпускаются займы, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Величина государственного и муниципального долга, как и дефицит бюджета, важнейший показатель состояния экономики.
Виды государственного и муниципального долга:
1. капитальный и текущий
Капитальный долг – это совокупность долговых обязательств государства на определенную дату (на начало года).
Текущий долг – это предстоящие платежи по обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).
2. внутренний и внешний
Внутренний долг – это долговые обязательства РФ, субъекта РФ или муниципального образования, выраженные в валюте РФ.
Внешний долг – это долговые обязательства РФ и субъекта РФ, выраженные в иностранной валюте, перед иностранными юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Долговые обязательства РФ и субъекта РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до 30 лет включительно). Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).
Управление государственным и муниципальным долгом – это совокупность мероприятий государства по погашению и регулированию суммы государственного и муниципального долга, а также по привлечению новых заемных средств.
Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ или Министерством финансов РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется высшим органом исполнительной власти субъекта РФ или финансовым органом субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования.
Учет и регистрацию долговых обязательств осуществляют в долговых книгах (Государственной долговой книге РФ, Государственной долговой книге субъекта РФ, Муниципальной долговой книге). Министерство финансов РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего государственного долга РФ (Государственная долговая книга РФ). Финансовыми органами субъекта РФ и муниципального образования осуществляется соответственно ведение Государственной долговой книги субъекта РФ и Муниципальной долговой книги.
Главным методом управления государственным и муниципальным долгом является реструктуризация долга, которая проводится в основном в отношении внешнего государственного долга РФ и субъектов РФ.
Реструктуризация долга – это пересмотр условий погашения долга.
Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Основные методы управления государственным и муниципальным долгом:
конверсия - изменение доходности займов,
консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных государственных и муниципальных займов,
унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов,
отсрочка погашения займа,
аннулирование государственного и муниципального долга - отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.
Следует отметить, что вышеперечисленные методы касаются в большей степени управления внутренним государственным и муниципальным долгом и отражают односторонние действия государства в этом процессе.
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты