2.3 Финансовая система
В финансовой системе РФ в последние годы произошли существенные изменения. Они обусловлены преобразованиями в экономике (переход к рыночным отношениям) и политическими условиями (распад СССР, изменения федеративных отношений в РФ, становление местного самоуправления и др.). В результате появились новые институты в финансовой системе, изменилось содержание вошедших в нее звеньев, их взаимодействие между собой.
Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов обусловлена многообразием потребностей общества. Многозвенность финансов способствует более эффективному их воздействию на экономику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.
Финансовая система - это совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых образуются, распределяются и используются фонды денежных средств государства и экономических субъектов.
В целом вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем:
государственных и муниципальных финансов (под государственными финансами понимаются финансы федерального и регионального уровня, под муниципальными финансами – финансы местного уровня),
финансов экономических субъектов (хозяйствующих субъектов - коммерческих предприятий и домохозяйств, а также коммерческих банков, частных страховых компаний и др.).
Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья).
Звенья финансовой системы РФ:
1. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (бюджет Пенсионного фонда РФ, бюджет Фонда социального страхования РФ, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ);
2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (бюджеты Территориальных фондов обязательного медицинского страхования);
3) местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.
Все эти бюджеты функционируют автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Концентрируемые в бюджетах денежные фонды используются для решения общих задач соответствующей территории.
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. За последние годы бюджетная система России прошла путь от системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве. До 1991 г. бюджетная система страны включала в себя государственный бюджет СССР (в состав которого входили союзный бюджет, государственные бюджеты 15 союзных республик и бюджет государственного социального страхования) и местные бюджеты. В настоящее же время структура бюджетной системы РФ приближена к структуре бюджетных систем западных стран.
2. Кредитование – полноправное звено финансовой системы, при этом кредитные отношения нельзя не отнести к финансовым, т.к. с их помощью осуществляется формирование, распределение и перераспределение фондов денежных средств государства или банков. Кредит означает привлечение свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды, именуемые кредитными ресурсами, а также предоставление их во временное использование на началах срочности, платности и возвратности.
Выделяют две основных сферы кредитования: 1.государственное и муниципальное кредитование – государственный и муниципальный кредит, 2.негосударственное (частное) кредитование – банковский и потребительский кредиты.
Государственный и муниципальный кредит – это кредитные отношения, по которым РФ, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами, заемщиками или гарантами. Основной признак этой формы кредита — непременное участие государства в лице органов законодательной и исполнительной власти различных уровней.
Банковский кредит – это кредитные отношения, при которых в роли заемщика могут выступать только юридические лица, а в роли кредиторов - исключительно специализированные кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка на осуществление подобных операций. Это одна из наиболее распространенных форм кредитных отношений в экономике, объектом которых выступает процесс передачи в кредит непосредственно денежных средств.
Потребительский кредит – это кредитные отношения, при которых в роли заемщика могут выступать только физические лица, а в роли кредиторов - специализированные кредитные организации и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров, работ или услуг с отсрочкой платежа. Главный отличительный признак потребительского кредита - целевая форма кредитования физических лиц. Потребительский кредит предоставляется в денежной и товарной форме.
3. Финансы предприятий (организаций) различных форм собственности составляют основу финансов. Финансы предприятий – исходное звено, основа всей финансовой системы, т.к. они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В этом звене финансовой системы страны формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.
Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют финансы предприятий (организаций), при этом разнообразные организационно-правовые формы хозяйствования появились только в начале 90-х г. 20 века в результате преобразований экономики и перехода от административно-командной системы к рыночным отношениям. В настоящее время финансы предприятий подразделяются на финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций (в том числе финансы бюджетных организаций).
4. Страхование – это составная часть категории финансов. Однако, если финансы в целом связаны с распределением и перераспределением финансовых ресурсов, то страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений.
В условиях административно-командной системы до 1990 г. действовала государственная монополия на страховое дело, но в результате экономических и политических преобразований с государственной монополией было покончено. В настоящее время страхование подразделяют на государственный сектор страхования и коммерческий сектор страхования.
Государственный сектор страхования функционирует за счет государственных запасов и резервов, а коммерческий сектор - за счет средств частных страховых компаний.
Деятельность частных страховых компаний направлена на оказание услуг по личному страхованию, имущественному страхованию, страхованию рисков и страхованию ответственности: 1) личное страхование – это страхование жизни, здоровья и трудоспособности человека, 2) имущественное страхование – это страхование имущества в различных видах и возмещение ущерба, возникшего вследствие страхового случая, 3) страхование ответственности – это страхование ответственности перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб вследствие действия или бездействия, 4) страхование рисков – это страхование предпринимательской деятельности.
Частная страховая компания должна иметь лицензию, выданную Федеральной службой страхового надзора. Страховая компания занимается только заключением договоров по тем видам, на которые у нее имеется лицензия. Федеральная служба страхового надзора осуществляет контроль за деятельностью страховых компаний в РФ.
5. Домашние хозяйства выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны в целом.
Домашнее хозяйство – это хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет.
Часто термин “домашнее хозяйство” в экономической литературе используется как аналогичный термину “семья”. Но в отличие от семьи домохозяйства включают не только родственников и могут состоять из одного, двух и более членов. Домашние хозяйства – не только учетно-статистический показатель, который используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.
Бюджет домохозяйства – это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности.
Финансы домашнего хозяйства лишь недавно в конце 90-х г. 20 века включены как звено финансовой системы. Выделение финансов домашнего хозяйства в самостоятельное звено финансовой системы в условиях развитых рыночных отношений, когда кругооборот капитала охватывает преобладающую часть процесса производства, обусловлено рядом факторов. Домашние хозяйства выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны в целом. Глубокий экономический кризис и тяжелое материальное положение большей части населения привели к активной деятельности домашних хозяйств и позволили выделить финансы домашних хозяйств в новое самостоятельное звено финансовой системы.
6. Финансовый рынок - важная часть хозяйственного механизма рыночной экономики, особая форма организации движения денежных средств. Финансовый рынок функционирует в виде рынка ценных бумаг и рынка ссудных капиталов. Финансовый рынок является рынком посредников между первичными владельцами денежных средств и их конечными пользователями.
Контроль за состоянием финансового рынка в РФ и его регулированием занимается Федеральная служба по финансовым рынкам.
Основная цель финансового рынка – это обеспечить бесперебойное формирование денежных ресурсов, их эффективное инвестирование и целенаправленное использование.
Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка, обеспечивающая возможность быстрого оперативного перелива финансовых средств в различные секторы экономики и способствующая активизации инвестиций.
На финансовом рынке (рынке ценных бумаг) имеют хождение государственные и муниципальные ценные бумаги, а также частные (корпоративные) ценные бумаги. К государственным и муниципальным ценным бумагам относятся: государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), муниципальные облигации и другие. К частным ценным бумагам относятся акции и облигации коммерческих организаций. Эмитентом государственных и муниципальных ценных бумаг является государство в лице своих исполнительных органов власти. Эмитентами частных ценных бумаг в первую очередь являются коммерческие организации.
Основной недостаток финансового рынка РФ – это сильная зависимость от экономических и политических факторов.
Финансовый рынок лишь в конце 90-х г. 20 века был выделен в отдельное звено финансовой системы страны, хотя его становление произошло уже в начале 90-х г., но из-за недостаточного развития самостоятельным звеном не признавалось долгое время.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
В советский период в структуре системы финансов выделялись обычно следующие подсистемы: финансы предприятий, государственная бюджетная система и государственный кредит. Эта сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики обусловили появление и выделение новых звеньев финансовых отношений.
К сфере централизованных финансов относят следующие звенья финансовой системы: бюджетная система РФ, государственное и муниципальное кредитование, финансы некоммерческих предприятии (в первую очередь - финансы бюджетных организаций), государственный сектор страхования, рынок государственных и муниципальных ценных бумаг. Данные звенья используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.
К децентрализованным финансам относят следующие звенья финансовой системы: финансы коммерческих предприятий, финансы домашних хозяйств, негосударственное (частное) кредитование, коммерческий сектор страхования, рынок частных ценных бумаг. Данные звенья используются для регулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты