5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
В процессе производства и реализации продукции предприятия несут затраты, которые включаются в себестоимость продукции. Денежные затраты на закупку сырья, материалов, других материальных затрат относятся на себестоимость в отчетном периоде лишь в том объеме, который затрачен на реализованную продукцию. Оставшаяся часть оседает в остатках нереализованной готовой продукции, в складских запасах.
Состав расходов, относимых на себестоимость продукции, регулируется ПБУ 10/99 «Расходы организации». Эти расходы включают:
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
расходы, связанные с управлением производственным процессом (накладные расходы) – административно-управленческие, затраты вспомогательного производства, командировочные и т.п.;
стоимость используемых в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов) – амортизационные отчисления.
При формировании расходов по обычным видам деятельности обеспечивается группировка по элементам:
Материальные затраты – стоимость сырья, материалов, энергии, топлива (без НДС) с учетом расходов на доставку, хранение и др. (включая оплату услуг сторонних организаций производственного характера). Эти затраты в промышленности обычно занимают наибольший удельный вес в себестоимости.
Затраты на оплату труда – денежные и натуральные выплаты работникам в форме основной и дополнительной заработной платы, районные и северные выплаты, отпускные, премии и др.
Отчисления на социальные нужды – единый социальный налог, который уплачивается предприятиями в соответствии с налоговым законодательством и является финансовым источником обеспечения системы обязательного государственного медицинского, социального и пенсионного страхования в РФ.
Амортизация основных фондов – начисляется в соответствии с ПБУ 6/01. Амортизация включается в состав себестоимости по нормам к балансовой стоимости основных средств. Все основные средства группируются на 10 амортизационных групп (в зависимости от сроков полезного использования), а нормы применяются к стоимости каждой группы. Для начисления амортизации возможно применение четырех способ (в соответствии с амортизационной учетной политикой организации): линейный, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет срока полезного использования, пропорционально объему продукции.
Прочие затраты – обширная группа различных по экономическому содержанию затрат – командировочные, представительские, реклама, оплата услуг связи, охраны, информационно-консультационное обслуживание и др. В эту группу также включаются налоги, относимые на себестоимость (земельный, транспортный и др.).
По способу отнесения затрат на себестоимость конкретного вида продукции различают прямые и косвенные расходы.
Деление расходов на прямые и косвенные производится с целью распределения этих расходов между отдельными единицами калькулирования и правильного определения фактической себестоимости каждой единицы продукции.
К прямым затратам на производство продукции относят те расходы, которые можно прямо отнести к производству конкретной единицы или вида продукции (материальные затраты, затраты на оплату труда производственных рабочих).
К косвенным расходам относятся такие расходы, которые связаны с производством продукции, работ или услуг, но не могут быть прямо отнесены на себестоимость конкретного вида или группы продукции. Это обусловлено тем, что косвенные расходы связаны с производством нескольких видов (групп) продукции или вообще со всей производственной деятельностью организации.
Косвенные расходы включают общепроизводственные и общехозяйственные.
Общепроизводственные расходы связаны с обслуживанием производства. К ним, в частности, могут относиться:
амортизация основных средств;
расходы на обеспечение производства и сотрудников инструментом, инвентарем, специальной одеждой;
расходы по ремонту, содержанию и эксплуатации основных средств и иного имущества, используемого в производстве;
расходы по страхованию указанного имущества;
расходы на отопление, освещение и содержание помещений;
расходы на оплату труда работников, занятых ремонтом основных средств, управлением производством, в том числе заработная плата начальников цехов, производственных участков и т.п., а также соответствующие ей суммы единого социального налога и др.
К общехозяйственным расходам относятся расходы, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг), а обусловленные нуждами управления организацией.
К управленческим расходам относятся:
расходы на содержание общехозяйственного персонала;
расходы на материально-техническое обеспечение управленческой деятельности, включая амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, расходы на содержание служебного автотранспорта или оплату транспортных услуг для нужд управления, на приобретение права на использование программ для ЭВМ и баз данных, необходимых для нужд управления, на оплату услуг связи всех видов, на приобретение канцелярских принадлежностей;
амортизация нематериальных активов, используемых для нужд управления или для деятельности организации в целом;
арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией продукции (работ, услуг);
расходы по оплате информационных, консультационных, аудиторских, юридических услуг, услуг нотариусов и т.п.;
командировочные расходы сотрудников аппарата управления;
расходы на подготовку кадров, состоящих в штате организации, на договорной основе с образовательными учреждениями и др.
В зависимости от взаимосвязи с объемом выпуска продукции различают:
Постоянные расходы – не зависят от изменения объема выпуска продукции. Это административно-управленческие расходы, амортизационные отчисления, повременная заработная плата и др.
Переменные расходы прямо пропорциональны объему производства. Это расходы на сырье, материалы, комплектующие, топливо, сдельная заработная плата и др.
Деление расходов в процессе учета, планирования и управления на постоянные и переменные осуществляется с целью обоснованного формирования цен, управления действием операционного рычага, оптимизации ассортимента продукции и др.
В процессе управления затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) большое значение имеет методика учета затрат, принятая организацией. Методика учета и планирования затрат должна быть единой для обеспечения мониторинга и контроля за расходами.
В зависимости от объекта калькулирования и применения методов нормирования затрат на производство в бухгалтерском учете могут применяться следующие методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг):
нормативный;
попроцессный;
попередельный;
позаказный.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусматривается, что учет расходов на производство может быть организован с применением балансовых счетов 20-29 или 20-39.
Состав и методика использования счетов 20-39 устанавливается организацией самостоятельно, исходя из особенностей деятельности, структуры и других специфических условий. При этом на счете 20 "Основное производство" организуется аналитический учет прямых затрат по местам их возникновения.
Нормативный метод учета затрат на производство применяется с целью своевременного выявления и установления причин отклонений фактических расходов от установленных норм.
При нормативном методе основой для исчисления фактической себестоимости выпускаемой продукции служат калькуляции нормативной себестоимости продукции. При этом фактическая себестоимость продукции на счетах бухгалтерского учета определяется как сумма (разница) плановой себестоимости и отклонений. Отклонением от плана может быть как экономия, так и перерасход сырья, материалов, оплаты труда и других производственных затрат.
Нормирование и контроль осуществляется в отношении основных затрат и смет расходов на обслуживание производства и управление и позволяет вскрыть причины перерасхода и резервы для экономии. Для решения этих задач необходим систематический учет изменений действующих норм расхода сырья, материалов, оплаты труда и других производственных затрат в связи с изменением рыночных цен, технологии производства, качества применяемых материалов и других факторов.
Нормативный метод применяется, как правило, при массовом и серийном производстве разнообразной и сложной продукции, состоящей из большого количества деталей и узлов.
Попроцессный метод учета затрат предполагает ведение учета расходов по производственному процессу в целом, без калькулирования себестоимости на каждой фазе производства. Прямые и косвенные затраты учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. Средняя себестоимость единицы продукции (работы, услуги) определяется делением суммы всех произведенных затрат на количество готовой продукции.
Этот метод получил широкое распространение на практике. При попроцессном методе без значительного осложнения и трудоемкости учетного процесса возможна организация аналитического учета затрат по элементам и центрам ответственности.
Калькулирование расходов по производственному процессу в целом расширяет состав прямых расходов. Этот метод учета расходов позволяюет отнести к прямым расходам амортизацию основных средств, используемых для производства продукции (работ, услуг).
Недостатком этого метода является то, что при производстве широкой номенклатуры продукции правила бухгалтерского учета не предусматривают механизмов объективной оценки готовой продукции каждого вида.
При организации учета затрат на производство по попроцессному методу следует учитывать, что объектом калькулирования являются не затраты на производство за отчетный период по организации в целом, а затраты по каждому производственному процессу, под которым следует понимать технологически независимую последовательность операций, результатом которой является выпуск готовой продукции определенного вида или группы.
Попередельный метод учета затрат на производство применим на предприятиях с непрерывным технологическим процессом или рядом последовательных производственных процессов, каждый из которых или группа которых составляют отдельные самостоятельные стадии обработки исходного сырья (переделы). Применение этого метода удобно в случаях, когда продукция разных степеней готовности (полуфабрикаты) сдается на склад или даже может быть реализована на сторону.
При попередельном методе аналитический учет затрат на производство может быть организован по цехам (переделам, фазам, стадиям) и статьям расходов. Объектом калькулирования могут быть приняты отдельные виды или группы продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и том же оборудовании, сложности производства и обработки, однородности назначения и т. д.
Попередельный метод учета затрат удобен для применения в металлургической, текстильной, целлюлозно-бумажной, химической промышленности.
При позаказном методе объектом учета расходов единицей калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенную продукцию и в определенном количестве. Фактическая себестоимость готовой продукции, изготовленной по заказу, определяется после его выполнения.
При позаказном методе аналитический учет затрат строится по отдельным заказам и статьям калькуляции.
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты