5.9 Управление товарными запасами
Политика управления запасами – заключается в оптимизации общего размера и структуры товарно-материальных запасов (ТМЗ), минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.
Запасы ТМЗ, включаемые в состав оборотных активов, создаются на предприятии с различными целями:
Обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);
Обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы продукции);
Накопление сезонных запасов (сезонные запасы сырья, материалов, готовой продукции).
Запасы разделяются на два вида: производственные запасы и запасы готовой продукции. В разрезе каждого из этих видов выделяются запасы текущего хранения – постоянно обновляемая часть запасов, формируемая регулярно и равномерно потребляемая в процессе производства или реализации продукции.
Формированию политики в области управления запасами предшествует анализ предыдущих периодов.
Анализ включает исследование общей суммы ТМЗ, темпов динамики, удельного веса запасов в объеме оборотных активов.
Также выполняется анализ структуры запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания основных видов запасов.
Эффективность использования различных групп запасов характеризуется показателями их оборачиваемости (коэффициентами оборачиваемости и периодами оборота).
Важным этапом анализа запасов является изучение объема и структуры текущих затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных видов этих затрат.
Для оптимизации размера текущих запасов ТМЗ используется ряд моделей, среди которых наиболее распространена «Модель экономически обоснованного размера заказа» (Economic Ordering Quantity – EOQ model). Модель может быть использована для оптимизации размера производственных запасов и запасов готовой продукции.
Механизм модели EOQ основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты разделяются на две группы:
Сумма затрат по размещению заказа;
Сумма затрат по хранению товаров на складе.
Рассмотрим механизм модели EOQ на примере формирования производственных запасов сырья.
Допустим, что на предстоящий плановый год предприятие планирует использовать сырье определенного вида для выпуска продукции на сумму 120 млн. руб. если осуществлять закупки ежеквартально, то объем партии поставки составит 30 млн. руб. среднегодовой размер запаса будет равен 15 млн. руб. Если же осуществлять закупки ежемесячно, то размер партии поставки будет равен 10 млн. руб., а среднегодовой запас – 5 млн. руб. Очевидно, что затраты на транспортировку и хранение в обоих вариантах будут существенно различаться.
С одной стороны, предприятию выгодно завозить сырье и материалы большими партиями. Чем выше размер партии поставки, тем ниже размер совокупных затрат по размещению заказов в определенном периоде (оформление заказов, доставка на склад, приемка на складе). Т.е. зависимость обратная.
С другой стороны, большой размер одной партии поставки сырья или материалов вызывает соответствующий рост операционных затрат по хранению, так как увеличивается средний размер запаса, в том числе и в днях оборота (период хранения).
Модель EOQ позволяет рассчитать оптимальный объем партии поставки, при котором общая сумма затрат на размещение поставки и хранение запасов будет минимальна.
Математическая модель EOQ выражается следующей формулой:
РППо – оптимальный средний размер партии поставки запасов;
ОПз – объем производственного потребления запасов в рассматриваемом периоде;
Срз - средняя стоимость размещения одного заказа;
Cх - стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.
Графическое отображение модели EOQ представлено на графике рисунка 5.1.
Размер операционных Затрат Рисунок 5.1 - Модель управления запасами EOQ Точка EOQ Размер партии поставки
Минимальная сумма совокупных операционных затрат
Важным элементом управления товарными запасами является организация контроля за движением запасов. Контроль обеспечивает своевременное пополнение запасов и вовлечение в хозяйственный оборот излишне сформированных запасов.
Наиболее широкое распространение получила система контроля АВС. Суть этой системы в разделении совокупности ТМЗ на три категории в зависимости от их стоимости, объема, частоты расходования, отрицательных последствий их недостатка для процесса операционной деятельности и финансовых результатов.
В категорию А включают наиболее дорогостоящие виды запасов, которые требуют постоянного мониторинга из-за значительных финансовых последствий вследствие их недостатка. Частота поставки определяется на основе модели EOQ. ТМЗ, включаемые в эту группу, требуют постоянного ежедневного контроля.
В категорию В включают ТМЗ, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного процесса производства и продаж. Запасы обычно контролируются один раз в месяц.
В категорию С включаются все остальные ТМЗ с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании финансовых результатов. Объем закупок может быть большим. Эти запасы контролируются один раз в квартал.
- Финансы и кредит
- 5. Функция мировых денег
- 1.2 Эволюция форм и видов денег. Бумажные и кредитные деньги: сравнительная характеристика
- 1.3 Выпуск денег в хозяйственный оборот: безналичная, налично-денежная эмиссии
- (Условные денежные единицы)
- 1.4 Денежный оборот: понятие, структура, показатели. Закон денежного обращения
- 1.5 Принципы организации и формы безналичных расчетов в рф
- Расчеты платежными поручениями
- Аккредитивная форма расчетов
- Расчеты по инкассо.
- 1.6 Денежная система: понятие, элементы, типы. Особенности денежной системы рф
- Основные черты денежной системы рф:
- 1.7 Инфляция: сущность, формы проявления, причины инфляции спроса и инфляции издержек.
- 1.8 Валютный курс: курсообразующие факторы, виды режима. Валютная конвертируемость, ее типы
- 3 Разновидности конвертируемости:
- 1.9 Сущность и особенности ссудного капитала. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень
- 1.10 Необходимость и сущность кредиты, его формы и виды
- 1.11 Рынок ссудного капитала: понятие, функции, структура
- 1.12 Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России
- 1.13 Формы организации и функции центральных банков
- 1.14 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, методы.
- 1.15 Коммерческие банки: сущность, функции, классификация типов
- 1.16 Пассивные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.17 Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
- 1.18 Международные финансово-кредитные институты, характеристика их видов
- Банк международных расчетов (бмр)
- Международный валютный фонд (мвф)
- Всемирный банк (вб)
- Европейский банк реконструкции и развития (ебрр).
- Европейский центральный банк (ецб)
- РазделIiФинансы
- 2.1 Сущность финансов
- 2.2 Финансовая политика государства
- 2.3 Финансовая система
- 2.4 Внебюджетные фонды
- Тема 2.5 Государственный и муниципальный кредит и долг
- 2.6 Сущность и классификация страхования
- РазделIiiБюджетная система
- 3.1 Экономическая сущность и функции бюджета государства
- 3.2 Бюджетное планирование, его содержание и значение
- 3.3 Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
- Составление проектов бюджетов
- Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Исполнение бюджета в рф
- 3.4 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Бюджетная система Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы рф
- 3.5 Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям
- 3.6 Доходы бюджетной системы рф, их классификация
- Классификация доходов бюджетов
- 3.7 Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат
- Классификация расходов бюджетов
- РазделIvНалоги и налогообложение
- Функции налогов и сборов:
- Классификация налогов
- Налоговое законодательство Законодательство рф о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса рф и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
- Элементы налогообложения
- Эволюция налоговой системы рф
- 4.2. Участники налоговых отношений
- 4.3. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговая декларация Налоговое обязательство
- Основания для возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности
- Исполнение налоговой обязанности
- Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов
- 4.4. Налоговый контроль. Налоговое планирование Налоговый контроль
- Налоговый контроль органов законодательной власти
- Налоговый контроль органов судебной власти
- Независимый аудиторский налоговый контроль
- Внутренний налоговый контроль в организации
- Общественный налоговый контроль
- Налоговое планирование
- 4.5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Обжалование актов налоговых органов
- Налоговые санкции
- Виды нарушений банком обязанностей по законодательству о налогах и сборах
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Обжалование актов налоговых органов
- Вопросы для самоконтроля
- 4.6. Распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней
- Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней
- 4.7 Причины применения специальных налоговых режимов, их эволюция, преимущества и недостатки
- Литература
- РазделVФинансовый менеджмент
- 5.1 Сущность и функции финансов предприятий
- 5.2 Финансовый менеджмент как система управления. Функции финансового менеджмента
- Функции финансового менеджмента Различают функции финансового менеджмента
- 5.3 Базовые концепции финансового менеджмента
- Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации о состоянии рынка его участникам.
- 5.4 Состав и формирование денежных фондов и резервов
- 5.5 Финансовые ресурсы предприятия, состав и особенности формирования в рыночных условиях
- 5.6 Характеристика денежных потоков предприятия
- 5.7 Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация затрат
- 5.8 Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия
- 5.9 Управление товарными запасами
- 5.10 Управление оборотным капиталом
- 5.10 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- 5.11 Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия
- Формирование прибыли организации
- Валовая прибыль (п.1-п.2)
- 5.12 Распределение и использование прибыли
- 1. Временная ценность денег
- 2. Методы учета фактора времени в финансовых операциях
- РазделViРынок ценных бумаг
- Раздел VII Банковский менеджмент и маркетинг
- Тема 1. Структура и основные направления
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 2.1 Общие и специфические цели банковского менеджмента
- 2.2 Стратегия банковского менеджмента
- 2.3 Методы реализации банковской стратегии
- 2.4 Информационное обеспечение банковского менеджмента
- 2.5 Внутрибанковский контроль и принципы его организации
- Тема 3. Организационные структуры управления
- Тема 4. Управление ликвидностью банка
- 4.1 Понятие ликвидности банка в мировой практике
- 4.2 Четыре теории управления ликвидностью
- Тема 5. Управление активными операциями
- 5.1 Сущность и задачи управления активами
- 5.2 Мировая банковская практика управления активами (три метода)
- Тема 6. Управление пассивами банка
- Тема 7. Управление процентной политикой банка
- Тема 8. Инвестиционная стратегия банка
- Тема 9. Управление портфелем ценных бумаг
- Тема 10. Особенности банковского менеджмента
- Тема 11. Сущность и основные направления
- 11.1 Содержание, цели и принципы банковского маркетинга
- 11.2 Маркетинговая политика банка
- 11.3 Понятие «банковские продукты и услуги»
- 11.4 Сегментация рынка банковских продуктов и услуг
- 11.5 Принципы сегментации рынка для населения
- 11.6 Принципы сегментации рынка для юридических лиц
- 11.7 «Переломные точки» маркетинга для физических лиц
- 11.8 «Переломные точки» маркетинга для юридических лиц
- 11.9 Методы продвижения банковских продуктов и услуг
- 11.10 Перекрестный метод реализации банковских продуктов и услуг
- 11.11 Виды и методы рекламы банка
- 11.12 Построение банками целевых рынков для клиентов
- 11.13 Основные направления развития банковского маркетинга в рф
- 11.14 Принципы анализа кредитоспособности юридических лиц
- Тема 12. Управление материально – технической
- Раздел VIII Учет и операционная техника в банках
- Раздел 1 капитал
- Список используемой литературы
- Раздел IX Ценные бумаги
- 1. Определение ценных бумаг и их свойства.
- 2. Классификация ценных бумаг
- 3. Акция
- 4. Облигации
- 5. Финансовые инструменты