logo search
Учебное Пособие

Налоговый контроль органов судебной власти

В России федеральные судьи назначаются Президентом РФ (за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, которые назначаются Советом Федерации, но по представлению Президента РФ). Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ (КС РФ) является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Верховный Суд РФ (ВС РФ) является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.

Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Более трети поступающих в КС обращений напрямую связано с налогами. Большинство налоговых конфликтов возникает в России по причине несовершенства нормативной базы. Зачастую не только налогоплательщики, но и налоговые консультанты и адвокаты не могут точно сказать, что имел в виду законодатель в той или иной статье НК РФ. Арбитражными судами выносятся противоположные решения, основанные на различном толковании законодательства, что формирует различную практику на уровне округов.

Судебная практика в форме постановлений и определений КС РФ, постановлений пленума ВС РФ и пленума ВАС РФ, информационных писем Президиума ВАС РФ оказывает положительное влияние на совершенствование правового регулирования предпринимательской деятельности, способствуя упорядочению отношений, которые недостаточно урегулированы законом.

Социальная и правовая реальность налогообложения заключается в том, что не все налогоплательщики исполняют свои обязанности надлежащим образом по причине неправильного понимания закона (заблуждения), а также неосторожности или умысла. Такая ситуация приводит к нарушению не только публичных интересов в сфере налогообложения, но и конституционных прав и свобод других налогоплательщиков, поскольку влечет нарушение принципа добросовестной конкуренции.