logo
Деньги и Банки

Глава 4. Финансовые инструменты и рынки ценных бумаг

тами и казначейскими векселями. Покупатели периодически получают напоминания о связанных с ними рисках.

В целом в мире коммерческие ценные бумаги представляют наибо­лее быстрорастущий сектор Российского рынка ценных бумаг. К пре­имуществам этих долговых ценных бумаг, эмитентами которых выс­тупают банки и корпорации, относят стандартизированные правила эмиссии, позволяющие осуществлять выпуск по стандартным прави­лам и размещать на организованном рынке, к примеру в биржевой торговле. Коммерческие ценные бумаги, являясь неэмиссионными, не требуют от эмитентов раскрытия всей информации, позволяют доста­точно быстро привлекать средства, минуя услуги посредников, что связано с так называемой секьюритизацией банковского кредитова­ния. Наконец, при правильной организации торговли эти бумаги спо­собны свести к минимуму налоги и издержки, связанные с оплатой аудиторам и посредникам. Эмиссия (выпуск) коммерческих ценных бумаг рассматривается поэтому как наиболее дешевый способ финан­сирования оборотных средств предприятий. При этом и коммерчес­кие банки получают дополнительные возможности по приобретению больших пакетов долгов на оптовом межбанковском рынке.

Для РФ перспективными являются коммерческие бумаги Газпро­ма, Норильского никеля, Лукойла, Сбербанка, Альфа-банка, Газпром­банка. Коммерческие бумаги имеют очень крупные номиналы и выда­ются оптовыми партиями в рамках программ выпуска, поддержанных Правительством Российской Федерации. Номин&чьный объем рынка коммерческих бумаг оценивается примерно в 200 млн долл. США.

Корпоративный сектор рынка ценных бумаг Российской Федера­ции, который еще в 1997 г. находился на первоначальной стадии раз­вития, практически приостановил свое функционирование после ав­густа 1998 г. Аналитики утверждают, что в настоящее время он не ока­зывает существенного влияния на рынок капитала и макроэкономику в целом. На этом рынке активно обращаются акции порядка 40-50 АО, хотя всего их в Российской Федерации около 30 тысяч. Первой рос­сийской компанией, которая была включена в рейтинг 500 крупней­ших компаний мира, стала РАО «Газпром». Шесть российских компа­ний вошли в европейский рейтинг.

Особенностью корпоративного сектора российских ценных бумаг стало то, что на нем практически отсутствуют коммерческие, заклад-

107