logo
Деньги и Банки

Глава 4. Финансовые инструменты и рынки ценных бумаг

Некоторые разновидности таких ценных бумаг, как облигации, при­обретают за рубежом специфическое обозначение. Так, облигация или другая ценная бумага с фиксированным процентным доходом называет­ся бондом, а краткосрочные долговые обязательства казначейства, муни­ципальных органов и частных фирм - бонами.

Нередко основанием для появления ценной бумаги являются удосто­веренные ею права на использование нематериальных активов (напри­мер, разрешение на экспорт (импорт) продукции или право взимания на­логов). Им (правом) может быть и удостоверенная вероятность наступ­ления некоторого события на товарном и фондовом рынке, например покупки или продажи сырьевых товаров, золота, валюты с целью застра-ховаться от нежелательного повышения или понижения цены товара или иного актива. Так, фьючерс (или фьючерсный контракт) заключается с целью хеджирования наличных активов или обязательств от возможных изменений цен, курсов или процентных ставок, а опцион - право (не обус­ловленное обязательством) на продажу или покупку ценных бумаг или товаров в любой день в течение определенного срока.

Фьючерсные контракты продаются и покупаются на рынках как цен­ные бумаги. Следует добавить, что фьючерс, с одной стороны, выступает как срочный контракт, а с другой - как биржевой контракт. Помимо це­лей хеджирования рисков, фьючерсные контракты используются как спе­кулятивные инструменты, что в большей степени характерно для россий­ского финансового рынка. Что же касается опциона, то помимо указан­ного выше варианта определения (исходящего, кстати, из американского опыта) существует европейский опцион с точным днем исполнения (днем экспирации), который, несмотря на меньшую ликвидность, используется в России.

Государственные ценные бумаги: цели и особенности выпуска

Государственные долговые обязательства занимают очень важное место в экономике, в частности, в реализации бюджетных планов прави­тельства. Федеральное правительство и местные органы власти являют­ся крупнейшими заемщиками средств у экономики и населения. Финан­сирование деятельности этих органов власти и управления должно осу-

89

Часть Н. Инструменты и рынки в финансовом секторе экономики

ществляться до поступления доходов от налогоплательщиков и в значи­тельных масштабах.

Сводимый с превышением расходных статей над доходными госу­дарственный бюджет является дефицитным. Сокращение или ликви­дация бюджетного дефицита осуществляется посредством денежной эмиссии или государственных займов, обеспеченных выпуском госу­дарственных долговых обязательств. Объем последних в странах мира неуклонно увеличивается, порождая растущий государственный долг.

Размер государственного долга может быть измерен общей суммой задолженности государства перед экономикой и населением и вклю­чает невыплаченные по обязательствам процентные платежи. Конк­ретные сроки займа определяются потребностями федерального бюд­жета и колеблются от одного - трех месяцев до тридцати лет. В между­народной практике встречаются и 50-летние государственные займы. По условиям Российской Федерации период от 1 года до 5 лет отно­сится к выпуску среднесрочных долговых обязательств.

К функциям центрального банка по обслуживанию государствен­ного долга относятся размещение, погашение долговых обязательств правительства и выплата процентов по ним. Эмитентами государствен­ных ценных бумаг являются центральные правительства, органы вла­сти субъектов Федерации. Относительно самостоятельное место зани­мают долговые обязательства местных органов власти, т.е. муници­пальные ценные бумаги.

Субфедеральные и муниципальные ценные бумаги также пользу­ются государственной поддержкой, поскольку способствуют мобили­зации временно свободных денежных средств различных хозяйствен­ных субъектов.

Цели, которым служат выпуски ценных бумаг правительством, мно­гообразны. Среди них:

90