logo
Деньги и Банки

Часть III. Банковское посредничество: институты и организация

Система мер воздействия центрального банка на деятельность кре­дитных организаций включает элементы административного и эконо­мического подхода.

В административном порядке устанавливаются:

- квоты на проведение активных (по размещению) и пассивных (по мобилизации) ресурсов банков;

- - лимиты на выдачу различных категорий средств и их привле­чение;

- перечень банков, допущенных к отдельным видам операций. Предписывающие нормативы носят характер мягкого ограничения и

относятся к экономическим методам воздействия. При их применении не предполагается использования прямых запретов, лимитов или квот. Од­нако размеры ограничений согласуются с масштабом проводимых бан­ком операций (нормативные методы) или имеют целью оказать на них стимулирующее или сдерживающее воздействие (корректирующие мето­ды). В последнем случае эффект регулирования в банковском секторе ска­зывается на деятельности нефинансового сектора. Помимо нормативных и корректирующих, к косвенным методам воздействия относят налого­вые; однако они являются прерогативой финансовых органов, а не цент­рального банка.

Нормативы отчислений в фонды регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, ха­рактеризующие депозитную базу и собственный капитал, а также коэф­фициенты и показатели, характеризующие активные операции банка (часть активов, приносящих доход и направляемых в кредиты), обяза­тельны к использованию. Они учитываются руководством коммерческих банков и доводятся до реализации в его отделениях и филиалах. Норма­тивы периодически пересматриваются, их динамика может быть различ­ной, поэтому эффект воздействия чаще наступает в среднесрочной перс­пективе.

Иное дело - корректирующие методы. Они являются основой кре­дитно-денежной политики, а при высокой точности избранных мер

200