logo search
Бюджетный учет / Годовой отчет для бюджетных организаций - 2009 (под общ_ р

24.5. Реализация государственного

и муниципального имущества

Согласно пп. "а" п. 3 ст. 2 Федерального закона N 224-ФЗ с 2009 г. п. 3 ст. 161 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания. При реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Применение данного нововведения было неоднократно разъяснено. В частности, в Письме Минфина России от 16.09.2009 N 03-07-11/228 описана ситуация, при которой оплата имущества производится в течение пяти лет равными долями. По мнению специалистов финансового ведомства, исчисление суммы НДС производится покупателем - налоговым агентом при оплате имущества, то есть в момент предварительной оплаты (частичной оплаты) приобретаемого имущества либо в момент оплаты (частичной оплаты) уже приобретенного имущества.

При реализации (передаче) указанного имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, НДС уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке налогоплательщиками, то есть лицами, осуществляющими операции по реализации (передаче) данного имущества, в том числе органами местного самоуправления (Письмо ФНС России от 13.07.2009 N ШС-22-3/562@). Соответственно, указанные лица должны исполнять обязанности плательщика НДС, связанные с выставлением счетов-фактур, ведением книг продаж, представлением в налоговые органы деклараций по НДС. Такая точка зрения высказана в Письме Минфина России от 24.07.2009 N 03-07-11/179.

Что касается срока уплаты в бюджет НДС, исчисленного налоговыми агентами по приобретаемому ими государственному и муниципальному имуществу, то ст. 174 НК РФ особого срока уплаты налога не установлено. В связи с этим уплату налога следует производить по итогам каждого налогового периода исходя из суммы налога, исчисленной за истекший налоговый период, равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (Письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-14/64).

Однако требование об уплате НДС распространяется не на все случаи, например, этого делать не нужно при приобретении ценных бумаг, составляющих муниципальную казну (Письма Минфина России от 14.05.2009 N 03-07-07/42, ФНС России от 17.04.2009 N ШС-22-3/302@).

Напомним, согласно ст. 143 ГК РФ к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.