30.1. Ведомственный контроль
главных распорядителей бюджетных средств
Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью государственного управления и осуществляется в рамках бюджетного законодательства. Он призван обеспечить законность, целесообразность и результативность образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов. Согласно п. 1 ст. 158 БК РФ ведомственный финансовый контроль организуют и производят главные распорядители бюджетных средств. При осуществлении финансового контроля главные распорядители бюджетных средств разрабатывают свои ведомственные нормативные акты в соответствии с нормами, изложенными в Положении о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, утвержденном Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 146н (далее - Положение N 146н), выполнение которых для данных субъектов финансового контроля обязательно. Примером такого нормативного акта является Приказ Минкультуры России от 05.05.2009 N 225, утвердивший Регламент осуществления финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, которым определены основные цели, задачи проверки и порядок осуществления контрольных действий (далее - Регламент Минкультуры России N 225).
Приказ Минфина России N 146н вступил в силу 15.03.2009. Юридическая сила документа распространяется на деятельность федеральных органов исполнительной власти при организации и осуществлении ими финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством РФ и нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (п. 2 Положения N 146н). Положение N 146н также может применяться органами исполнительной власти субъектов РФ и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований при организации и осуществлении ими финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством РФ. На деятельность, связанную с финансовым контролем, осуществляемую ОФК и Росфиннадзором в соответствии с бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, нормы Положения N 146н не распространяются. Она регулируется иными законодательными актами.
Рассмотрим, как применяются нормы Положения N 146н при организации ведомственного контроля в Минкультуры.
Организация и планирование контрольных мероприятий. В соответствии с нормами, изложенными в п. п. 15, 16 Положения N 146н, планирование контрольных мероприятий - один из элементов эффективности организации и проведения контроля. Своевременное планирование позволяет сократить организационный процесс и освободить время для подготовительного периода.
План контрольной деятельности ревизионного органа составляется и утверждается на календарный год и представляет собой перечень контрольных мероприятий, которые планируется осуществить в следующем календарном году.
Согласно п. п. 1 - 10 Регламента Минкультуры России N 225 внутриведомственные проверки учреждений культуры осуществляются контрольно-ревизионным отделом Департамента экономики и финансов:
- плановые - в соответствии с планом контрольных мероприятий, утвержденным Министром культуры России;
- внеплановые - на основании соответствующих приказов Министра культуры РФ.
В срок не позднее 15 ноября года, предшествующего планируемому, структурные подразделения Минкультуры направляют в Департамент экономики и финансов соответствующие предложения о необходимости проведения проверок в подведомственных учреждениях. Предложения должны быть обоснованы и подписаны заместителем Министра культуры РФ, курирующим данное структурное подразделение.
Подготовка к проведению контрольного мероприятия. В соответствии с п. п. 28 - 30 Положения N 146н при подготовке контрольного мероприятия:
- осуществляется сбор информации об объекте контроля, а также рассматриваются результаты ранее проведенных контрольных мероприятий;
- определяется общий подход к проведению контрольного мероприятия, а именно единый порядок его проведения;
- определяются сроки и этапы проведения контрольного мероприятия, а также объем, необходимый для достижения цели, зависящий от перечня и характера процедур контроля. Здесь следует отметить, что в соответствии с п. 13 Регламента Минкультуры России N 225 срок проведения проверки не может превышать 45 рабочих дней;
- формируется группа работников, проводящих контрольное мероприятие (далее - ревизионная группа), и распределяются обязанности между членами ревизионной группы. Пункт 14 Регламента Минкультуры России N 225 допускает привлечение к проверке специалистов иных структурных подразделений Минкультуры, а также независимых аудиторов, экспертов сторонних организаций.
Перед началом проверки каждому члену ревизионной группы выписывается удостоверение, которое подписывается директором Департамента экономики и финансов.
Основные принципы контрольной деятельности. Принципы, которыми должны руководствоваться работники финансового контроля при его проведении, приведены в п. п. 9 - 11 Положения N 146н. Им нужно следовать безукоризненно.
1. Независимость. Работники финансового контроля должны быть независимы от объекта финансового контроля. Другими словами, необходимо, чтобы контролеры были независимы от той организации, которую они проверяют, не имели родства с ее должностными лицами и не являлись должностными лицами проверяемой организации. В своих действиях контролеры должны опираться только на объективные факты.
2. Профессиональная компетентность работников финансового контроля состоит в том, что при осуществлении контрольной деятельности они обладают необходимыми профессиональными знаниями и навыками, что подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе, также возможно утверждение должностных инструкций, определяющих квалификационные требования для работников всех уровней.
3. Должная тщательность работников финансового контроля состоит в своевременном и точном исполнении обязанностей, которые должны быть установлены порядком осуществления контрольной деятельности, а также программой контрольного мероприятия.
Основные моменты проведения контрольных мероприятий. Основным методом ревизии является проверка законности и достоверности совершенных финансово-хозяйственных операций по подлинным первичным оправдательным документам за весь период, прошедший с начала проведения предыдущей ревизии, или за больший срок, установленный приказом Министра культуры РФ (либо планом контрольных мероприятий), а также анализ и оценка полученной информации.
Обратите внимание: проводя проверку в подведомственном учреждении, главный распорядитель дает оценку системы внутреннего контроля проверяемого учреждения в соответствии с требованиями, изложенными в п. 37 Положения N 146н, по следующим направлениям:
- соблюдение требований законодательства;
- точность и полнота документации бюджетного (бухгалтерского) учета;
- своевременность подготовки достоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
- предотвращение ошибок и искажений;
- исполнение приказов и распоряжений;
- обеспечение сохранности имущества организации.
Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета (п. 18 Регламента Минкультуры России N 225).
Напомним, что порядок проведения инвентаризации изложен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
При проведении контрольных мероприятий руководитель проверяемого учреждения обязан представить ревизорам все финансовые документы за проверяемый период. В случае отказа руководителя проверяемой организации представить необходимые документы либо при возникновении иных обстоятельств, препятствующих проведению проверки, руководитель ревизионной группы сообщает об этих фактах директору Департамента экономики и финансов для принятия соответствующих мер (п. 22 Регламента Минкультуры России N 225).
Контрольные действия могут проводиться как сплошным, так и выборочным способом (п. 23 Регламента Минкультуры России N 225).
Ревизионная группа вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемой организации, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте проверки делается соответствующая запись. В ходе проверки могут составляться промежуточные акты, справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы проверки (п. п. 25, 26 Регламента Минкультуры России N 225).
При проведении ревизии инспектор-ревизор обязан уделять особое внимание проверке кассовых операций и обеспечению сохранности наличных денег при их перевозке и хранении, а также проверке достоверности операций, совершенных по бюджетным и внебюджетным лицевым счетам, открытым в органах ОФК (п. 24 Регламента Минкультуры России N 225).
Документальное оформление ревизий и проверок. Все результаты проверки оформляются актом проверки. В соответствии с п. 28 Регламента Минкультуры России N 225 он состоит из вводной, описательной и заключительной частей. Акт проверки имеет сквозную нумерацию страниц. В нем не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления (п. 30 Регламента Минкультуры России N 225).
Акт проверки составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для проверенной организации и один экземпляр - для Минкультуры. Каждый экземпляр подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером проверенной организации. В случае если в ходе проверки участниками ревизионной группы не составлялись промежуточные справки, они подписывают каждый экземпляр акта проверки вместе с руководителем ревизионной группы. О получении экземпляра акта проверки руководитель организации (или уполномоченное лицо) делает запись в экземпляре акта для Минкультуры (п. п. 33, 34 Регламента Минкультуры России N 225).
Срок для ознакомления с результатами проверки руководителю и главному бухгалтеру проверяемой организации устанавливается до пяти рабочих дней. При наличии возражений или замечаний по акту проверки подписывающие его должностные лица проверяемой организации делают об этом отметку перед своей подписью.
- 1. Изменения законодательства по государственным закупкам
- 1.1. Размещение заказа у единственного поставщика
- 1.2. Участие в госзаказе через представителя
- 1.3. Цена контракта
- 1.4. Требования к участникам размещения заказа
- 1.5. Размещение заказа у субъектов
- 1.6. Указание в документации на товарные знаки
- 1.7. Порядок подачи заявок на участие в конкурсе
- 1.8. Выполнение поисковой научно-исследовательской работы
- 1.9. Комиссии по размещению заказов
- 1.10. Открытый аукцион в электронной форме
- 1.11. Запрос котировок
- 2. Классификация операций
- 2.1. Общие положения бюджетной классификации рф
- 2.2. Группа 100 "Доходы"
- 2.2.1. Статья 110 "Налоговые доходы"
- 2.2.2. Статья 120 "Доходы от собственности"
- 2.2.3. Статья 130 "Доходы от оказания платных услуг"
- 2.2.4. Статья 140 "Суммы принудительного изъятия"
- 2.2.5. Статья 150 "Безвозмездные поступления от бюджетов"
- 2.2.6. Статья 160 "Взносы на социальные нужды"
- 2.2.7. Статья 170 "Доходы от операций с активами"
- 2.2.8. Статья 180 "Прочие доходы"
- 2.3. Группа 200 "Расходы"
- 2.3.1. Статья 210 "Оплата труда и начисления
- 2.3.2. Статья 220 "Оплата работ, услуг"
- 2.3.3. Статья 230 "Обслуживание государственного
- 2.3.4. Статья 240 "Безвозмездные перечисления организациям"
- 2.3.5. Статья 250 "Безвозмездные перечисления бюджетам"
- 2.3.6. Статья 260 "Социальное обеспечение"
- 2.3.7. Статья 290 "Прочие расходы"
- 2.4. Группа 300 "Поступление нефинансовых активов"
- 2.4.1. Статья 310 "Увеличение стоимости основных средств"
- 2.4.2. Статья 320 "Увеличение стоимости
- 2.4.3. Статья 330 "Увеличение стоимости
- 2.4.4. Статья 340 "Увеличение стоимости
- 2.5. Группа 500 "Поступление финансовых активов"
- 2.6. Группа 600 "Выбытие финансовых активов"
- 2.7. Группа 700 "Увеличение обязательств"
- 2.8. Группа 800 "Уменьшение обязательств"
- 3. Составление годовой бюджетной отчетности
- 3.1. Общие требования к составлению отчетности
- 3.2. Представление бюджетной отчетности
- 3.2.1. Заполнение отдельных отчетных форм
- 3.2.2. Согласование показателей отчетных форм
- 4. Сметы доходов и расходов
- 4.1. Бюджетная смета
- 4.2. Внебюджетная смета
- 4.2.1. Общие положения о составлении внебюджетной сметы
- 4.2.2. Представление внебюджетной сметы в офк
- 4.3. Смета по средствам, поступающим в доход бюджета
- 4.4. Составление смет в учреждениях
- 4.5. Составление внебюджетной сметы в учреждениях культуры
- 5. Основные изменения в бюджетном учете
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Нефинансовые активы
- Вопрос 2: исходя из какой стоимости (балансовой или остаточной) следует определять годовую сумму амортизационных отчислений?
- 5.3. Финансовые активы
- 5.4. Обязательства
- 5.5. Санкционирование расходов бюджетов
- 5.6. Централизованные поставки
- 5.7. Забалансовый учет
- 5.8. Общие положения по переносу остатков
- 6. Централизованное снабжение материальными ценностями
- 6.1. Отражение операций
- 6.2. Отражение операций в учете грузополучателя
- 6.3. Отражение операций по отправке возвратной тары
- 6.4. Особенности учета материальных ценностей
- 6.5. Особенности централизованного снабжения
- 7. Санкционирование расходов бюджетов
- 7.1. Порядок доведения бюджетных ассигнований
- 7.1.1. Правила доведения (изменения) бюджетных данных
- 7.1.2. Требования к бюджетным данным
- 7.1.3. Детализация бюджетных данных
- 7.1.4. Детализация бюджетных данных
- 7.1.5. Контроль со стороны Федерального казначейства
- 7.1.6. Временные бюджетные данные
- 7.1.7. Отзыв бюджетных данных
- 7.1.8. Дополнительное бюджетное финансирование
- 7.1.9. Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств
- 7.2. Порядок учета бюджетных обязательств
- 7.2.1. Учет бюджетных обязательств
- 7.2.2. Порядок учета бюджетных обязательств
- 7.2.3. Представление информации о бюджетных обязательствах
- 7.3. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств
- 7.4. Бюджетный учет санкционирования расходов
- 7.4.1. Учет лимитов бюджетных обязательств
- 7.4.2. Бюджетные ассигнования
- 7.4.3. Корреспонденция счетов по доведению, детализации
- 7.4.4. Принятые обязательства
- 7.4.5. Перенос остатков по счетам санкционирования расходов
- 7.5. Санкционирование расходов за счет средств
- 7.5.1. Сметные назначения по приносящей доход деятельности
- 7.5.2. Принятие обязательств
- 8. Администрирование поступлений в бюджет
- 8.1. Порядок администрирования доходов бюджета
- 8.2. Бюджетный учет операций по администрированию доходов
- 9. Основные средства
- 9.1. Объекты учета
- 9.2. Поступление основных средств
- 9.3. Списание (выбытие) основных средств
- 9.4. Амортизация основных средств
- 9.5. Переход на новые положения
- 9.5.1. Основные средства стоимостью от 1000 до 3000 рублей
- 9.5.2. Основные средства стоимостью
- 9.5.3. Операции по списанию основных средств
- 9.5.4. Перевод остатков в части амортизации,
- 9.6. Библиотечный фонд
- 9.6.1. Переходные положения по начислению амортизации
- 9.6.2. Срок полезного пользования объектами
- 9.7. Периодическая литература
- 9.8. Излишки основных средств
- 9.9. Учет музыкальных инструментов
- 9.10. Учет сценическо-постановочных средств
- 9.11. Учет спортивного инвентаря
- 9.11.1. Приобретение спортивного инвентаря
- 9.11.2. Получение спортивного инвентаря
- 9.12. Учет специальных (военных) средств
- 9.13. Учет наградного оружия
- 10. Нематериальные активы
- 10.1. Объекты учета
- 10.2. Исключительное право на результат
- 10.2.1. Договор об отчуждении исключительного права
- 10.2.2. Лицензионный договор
- 10.3. Создание нематериального актива собственными силами
- 10.4. Принятие к учету нематериального актива,
- 10.5. Амортизация нематериальных активов
- 10.6. Переход на новые положения по амортизации
- 10.6.1. Нематериальные активы стоимостью
- 10.6.2. Нематериальные активы стоимостью
- 11. Непроизведенные активы
- 11.1. Поступление непроизведенных активов
- 11.2. Выбытие непроизведенных активов
- 11.3. Непроизведенные активы имущества казны
- 12. Материальные запасы
- 12.1. Виды материальных запасов
- 12.2. Учет спецоборудования для выполнения ниокр
- 12.2.1. Спецоборудование для выполнения ниокр
- 12.2.2. Спецоборудование для выполнения ниокр
- 12.3. Учет спортивной экипировки
- 13. Учет имущества казны
- 13.1. Состав имущества казны
- 13.2. Порядок амортизации имущества казны
- 13.3. Перенос остатков
- 13.4. Поступление и выбытие имущества казны
- 13.5. Существует ли особый порядок проведения
- 13.6. Признается ли объектом обложения налогом
- 13.7. Сдача имущества казны в аренду
- 13.8. Дивиденды по акциям, находящимся в собственности
- 13.9. Ндс с реализации имущества казны
- 13.10. Земельный налог и имущество казны
- 14. Лицевые счета бюджетных учреждений
- 14.1. Виды новых лицевых счетов
- 14.2. Порядок открытия лицевого счета
- 14.3. Порядок ведения лицевых счетов
- 14.3.1. Лицевой счет главного распорядителя
- 14.3.2. Лицевой счет получателя бюджетных средств
- 15. Денежные средства учреждения
- 15.1. Общие положения
- 15.2. Обеспечение наличными деньгами бюджетных учреждений
- 15.2.1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов
- 15.2.2. Получение наличных денежных средств
- 15.2.3. Внесение наличных денежных средств на лицевой счет
- 15.2.4. Обеспечение наличными деньгами
- 15.3. Применение ккт при осуществлении
- 15.4. Правомерность применения Квитанции (ф. 0504510)
- 15.5. Учет денежных документов
- 15.6. Основные нарушения порядка ведения кассовых операций
- 16. Финансовые вложения
- 16.1. Депозиты и иные финансовые активы
- 16.2. Акции и иные формы участия в капитале
- 16.3. Облигации, векселя
- 16.4. Вложения в финансовые активы
- 16.5. Передача права пользования рид по лицензионному
- 17. Учет активов и обязательств за балансом
- 17.1. Общие положения забалансового учета
- 17.2. Счет 01 "Основные средства в пользовании"
- 17.3. Счет 02 "Материальные ценности,
- 17.4. Счет 03 "Бланки строгой отчетности"
- 17.4.1. Общие положения об учете бсо
- 17.4.2. Новые формы театральных и кинобилетов
- 17.5. Счет 04 "Списанная задолженность
- 17.6. Счет 05 "Материальные ценности, оплаченные
- 17.7. Счет 06 "Задолженность учащихся и студентов
- 17.8. Счет 07 "Переходящие награды, призы,
- 17.9. Счет 08 "Путевки неоплаченные"
- 17.10. Счет 09 "Запасные части к транспортным средствам,
- 17.11. Счет 10 "Обеспечение исполнения обязательств"
- 17.12. Счет 11 "Государственные и муниципальные гарантии"
- 17.13. Счет 12 "Спецоборудование для выполнения
- 17.14. Счет 13 "Экспериментальные устройства"
- 17.15. Счет 14 "Расчетные документы, ожидающие исполнения"
- 17.16. Счет 15 "Расчетные документы, не оплаченные
- 17.17. Счет 16 "Переплаты пенсий и пособий вследствие
- 17.18. Счет 17 "Поступления денежных средств
- 17.19. Счет 18 "Выбытия денежных средств
- 17.20. Счет 19 "Невыясненные поступления
- 17.21. Счет 20 "Списанная задолженность,
- 17.22. Счет 22 "Материальные ценности, полученные
- 17.23. Счет 23 "Периодические издания для пользования"
- 18. Оплата труда и социальное страхование
- 18.1. Новые системы оплаты труда
- 18.2. Новые системы оплаты труда
- 18.3. Новые системы оплаты труда в учреждениях культуры
- 18.4. Новые системы оплаты труда в учреждениях спорта
- 18.5. Оплата труда сотрудников милиции
- 18.6. Порядок отражения операций по начислению
- 18.7. Пособия по государственному социальному страхованию
- 18.7.1. Пособие по временной нетрудоспособности,
- 18.7.2. Пособие в связи с трудовым
- 18.7.3. Государственные пособия гражданам, имеющим детей
- 18.7.4. Социальное пособие на погребение
- 18.7.5. Учет пособий, выплачиваемых за счет средств фсс
- 19. Приносящая доход деятельность бюджетных учреждений
- 19.1. Законодательство о приносящей доход
- 19.2. Порядок осуществления операций
- 19.2.1. Порядок оформления Генеральных разрешений
- 19.2.2. Порядок оформления Разрешений
- 19.3. Платежи в рамках приносящей доход деятельности
- 19.4. Отражение операций по приносящей доход
- 19.5. Распределение расходов между бюджетной и приносящей
- 20. Сдача государственного и муниципального
- 20.1. Заключение договора аренды недвижимого имущества
- 20.2. Экспертная оценка последствий
- 20.3. Стартовый размер арендной платы
- 20.4. Налог на прибыль с доходов
- 20.5. Отражение операций по сдаче имущества
- 20.6. Учет коммунальных платежей
- 21. Учет грантов
- 21.1. Заключение договоров с победителями конкурса
- 21.2. Налог на прибыль
- 21.3. Бухгалтерский учет грантов
- 22. Реорганизация бюджетного учреждения
- 22.1. Общие положения
- 22.2. Трудовые отношения с работниками
- 22.3. Уплата налогов при реорганизации учреждения
- 22.4. Заключительная отчетность
- 23. Создание бюджетными учреждениями коммерческих обществ
- 23.1. Уведомительный и разрешительный порядок
- 23.2. Основной вид деятельности дочерних обществ
- 23.3. Соучредители внедренческого общества
- 23.4. Льготы для внедренческих обществ
- 23.5. Рекомендации по применению
- 23.6. Вопросы, которые необходимо решить...
- 24. Основные изменения в главе 21 нк рф
- 24.1. Налог на добавленную стоимость с авансов
- 24.2. Ввоз технологического оборудования
- 24.3. Выполнение смр для собственного потребления
- 24.4. Расчеты неденежными средствами
- 24.5. Реализация государственного
- 24.6. Принятие решения по итогам камеральной проверки
- 24.7. Электронные счета-фактуры
- 25. Основные изменения в главе 25 нк рф
- 25.1. Порядок начисления амортизации
- 25.1.1. Линейный метод
- 25.1.2. Нелинейный метод
- 25.1.3. Плюсы и минусы "нового" нелинейного метода
- 25.1.4. С линейного метода на нелинейный и обратно
- 25.2. Амортизационная премия
- 25.3. Неотделимые улучшения объектов ос,
- 25.4. Повышающие и понижающие коэффициенты
- 25.5. Расходы на обучение
- 25.6. Суточные и полевое довольствие
- 25.7. Расходы на ниокр с коэффициентом 1,5
- 25.8. Программы для эвм стоимостью
- 25.9. Расходы на дмс
- 25.10. Компенсация затрат работников на жилье
- 25.11. Основные изменения в главе 25 нк рф с 2010 года
- 26. Единый социальный налог - 2009
- 26.1. Единый социальный налог в 2009 году
- 26.2. Страховые взносы с 2010 года
- 26.2.1. Новые законы и изменения
- 26.2.2. Что ждет спецрежимников в 2010 году?
- 26.2.3. Новшества Федерального закона n 212-фз
- 27. Основные изменения в гл. 23 нк рф
- 27.1. Доходы, не подлежащие налогообложению
- 27.2. Стандартные налоговые вычеты
- 27.3. Социальные налоговые вычеты
- 27.4. Имущественные налоговые вычеты
- 28. Налог на имущество организаций
- 28.1. Общие положения
- 28.2. Определение налоговой базы
- 28.3. Расчет налога на имущество
- 29. Система налогообложения в виде единого налога
- 29.1. Ветеринарные услуги
- 29.2. Деятельность аптек
- 29.3. Деятельность по предоставлению спортинвентаря,
- 29.4. О представлении налоговой декларации
- 30. Ревизии и проверки в 2009 году
- 30.1. Ведомственный контроль
- 30.2. Осуществление налогового контроля
- 30.3. Проведение контрольных мероприятий пожарной