logo
Бюджетный учет / Годовой отчет для бюджетных организаций - 2009 (под общ_ р

9.9. Учет музыкальных инструментов

Согласно ОКОФ музыкальным инструментам соответствует код 14 3692000. К ним относятся:

- струнные и язычковые (рояли, пианино, органы, арфы, скрипки, альты, виолончели, контрабасы, баяны и прочие);

- духовые (трубы, альты, флейты, кларнеты и прочие);

- ударные, механические и звукосигнальные (литавры, барабаны, тамбурины и прочие);

- электромузыкальные.

Как правило, срок полезного использования музыкальных инструментов превышает 12 месяцев, поэтому в бухгалтерском учете они отражаются в составе объектов основных средств (п. 16 Инструкции N 148н) на счете 0 101 04 000 "Машины и оборудование".

Каждому музыкальному инструменту, кроме объектов стоимостью до 3000 руб., присваивается уникальный инвентарный номер (п. 19 Инструкции N 148н). Он обозначается материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем нанесения краской, прикрепления жетона или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. При невозможности обозначения инвентарного номера в случаях, определенных требованиями эксплуатации инструмента (например, нанесение краски на корпус музыкального инструмента или его повреждение путем прикрепления жетона отрицательно скажется на звучании инструмента), присвоенный инвентарный номер отражается в соответствующих регистрах бюджетного учета без нанесения на музыкальный инструмент.

Фиксируется инвентарный номер музыкального инструмента в Инвентарной карточке (ф. 0504031), которая открывается на каждый музыкальный инструмент.

Приобретение музыкального инструмента. Все музыкальные инструменты, как объекты основных средств, принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости (п. 11 Инструкции N 148н). Ее формирование отражается на счете 0 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства".

Принятие к учету музыкального инструмента по сформированной стоимости отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 (2) 101 04 310 Кредит 1 (2) 106 01 410.

Приобретение музыкальных инструментов может производиться отдельно за счет бюджетных средств и средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также одновременно за счет тех и других средств. То есть в приобретении участвуют сразу несколько источников финансирования. Как правило, данная ситуация возникает при покупке (изготовлении) дорогостоящих музыкальных инструментов, когда одних средств, например бюджетных, не хватает, поэтому часть стоимости инструментов оплачивается за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Как в таком случае учитывать объект в бюджетном учете, рассмотрим на примере.

Пример. Театр приобрел фортепиано стоимостью 300 000 руб. Аванс (90 000 руб.) учреждение заплатило за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (НДС не облагается). Остальная сумма по договору (210 000 руб.) выделяется из бюджета. Услуги по доставке (3 000 руб.) и настройке (5 000 руб.) фортепиано также оплачены за счет бюджетных средств.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс поставщику за фортепиано

2 206 19 560

2 201 01 610

90 000

Получено фортепиано (начислены расходы поставщикам)

2 106 01 310

2 302 19 730

90 000

1 106 01 310

1 302 19 730

210 000

Зачтен перечисленный аванс

2 302 19 830

2 206 19 660

90 000

Отражен окончательный расчет с поставщиками

1 302 19 830

1 304 05 310

210 000

Отражены расходы по доставке фортепиано

1 106 01 310

1 302 05 730

3 000

Начислены расходы по настройке фортепиано

1 106 01 310

1 302 08 730

5 000

Отражен перевод расходов, произведенных по внебюджетной деятельности, на бюджетную <*>

2 401 01 241

2 106 01 410

90 000

1 106 01 310

1 401 01 180

Фортепиано поставлено на учет (90 000 + 210 000 + 3000 + 5000) руб.

1 101 04 310

1 106 01 410

308 000

--------------------------------

<*> Бухгалтерские проводки приведены в соответствии с Письмом Минфина России от 25.05.2006 N 02-14-10а/1354. В нем разъяснен порядок отражения операций по переводу нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную. По мнению автора, данный порядок можно применить не только в отношении уже сформированной стоимости основного средства, но и в отношении расходов по ее формированию.

Начисление амортизации по музыкальным инструментам производится в общем порядке, установленном п. 43 Инструкции N 148н для объектов основных средств. При этом срок полезного использования для расчета нормы амортизации может устанавливаться для данных объектов в диапазоне от 7 до 10 лет, так как музыкальные инструменты входят в пятую группу Классификации основных средств по амортизационным группам.

Особенности списания музыкальных инструментов. Порядок списания музыкальных инструментов аналогичен порядку списания объектов основных средств, установленному п. 22 Инструкции N 148н.

При этом необходимо учитывать, что учреждения культуры, подведомственные Минкультуры, самостоятельно могут списывать только те музыкальные инструменты, балансовая стоимость которых не превышает 50 000 руб. (п. 2.1 Приказа Минкультуры России от 31.12.2008 N 296 "О списании, продаже или изъятии объектов основных средств, закрепленных на праве оперативного управления за учреждениями, находящимися в ведении Минкультуры России" (далее - Приказ N 296)). Если стоимость таких объектов выше 50 000 руб., их списание осуществляется только после согласования данной процедуры с Минкультуры.

Для согласования списания, продажи или изъятия музыкальных инструментов учреждения направляют в Минкультуры письменное обращение о списании либо даче согласия на продажу или изъятие имущества с приложением необходимых документов. Их Перечень представлен в Приложении 1 к Регламенту о порядке согласования Минкультуры России списания, продажи или изъятия объектов основных средств, утвержденному Приказом N 296.

В процессе рассмотрения таких документов органы Минкультуры выносят заключение о невозможности списания данного имущества, о нецелесообразности этого списания либо в заключении подчеркивают необходимость такого списания.