logo
Бюджетный учет / Годовой отчет для бюджетных организаций - 2009 (под общ_ р

30.3. Проведение контрольных мероприятий пожарной

инспекцией в соответствии с нормами

Федерального закона N 294-ФЗ

Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Основными нормативными актами, в соответствии с которыми действуют органы пожарного надзора, являются Федеральный закон N 69-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 "О государственном пожарном надзоре". Кроме того, при проведении контрольных мероприятий органы пожарного надзора обязаны руководствоваться Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

Федеральный закон N 294-ФЗ вступил в силу с 01.05.2009, за исключением отдельных его положений. Он заменил собой ранее действовавший Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Основной смысл изменений, внесенных данным нормативным актом, связан с осуществлением процедуры контрольных мероприятий такими проверяющими органами, как Росздравнадзор, Рособрнадзор, Роспотребнадзор, пожарная и трудовая инспекции и другими. Однако действие данного нормативного акта не распространяется на мероприятия:

- административного расследования;

- финансового контроля и финансово-бюджетного надзора;

- налогового контроля;

- валютного контроля.

Порядок проведения вышеперечисленных контрольных мероприятий осуществляется в соответствии с другими нормативными актами (п. 3 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ).

Рассмотрим порядок проведения контрольных мероприятий в соответствии с нормами Федерального закона N 294-ФЗ.

Сроки и периодичность проведения проверок. В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных), определенных ст. ст. 11 и 12 данного Закона, не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц проверяющих органов, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

Согласно ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки в отношении бюджетных организаций могут проводиться не чаще чем раз в три года. Однако п. 9 данной статьи устанавливает, что в отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере, ревизии могут проводиться два и более раз в три года. Перечень этих видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ (на дату издания книги такой перечень не установлен).

Уведомление о предстоящей проверке. В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки организация уведомляется проверяющим не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется проверяющим органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Порядок организации и проведения проверки. В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка пожарной безопасности проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа пожарного надзора.

Типовая форма распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Приказ Минэкономразвития России N 141).

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Отметим, что основная задача пожарного инспектора - проверить соблюдение организацией Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.

Порядок оформления результатов проверки. Согласно ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки утверждена Приказом Минэкономразвития России N 141.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемой организации под расписку об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки.

Обратите внимание: в соответствии с п. 8 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ организации обязаны вести Журнал учета проверок по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России N 141.

В Журнале учета проверок должностными лицами органа пожарного надзора осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании контролирующего органа, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя. При отсутствии Журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись (п. 11 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ).

Подписано в печать

23.10.2009