logo
Бюджетный учет / Годовой отчет для бюджетных организаций - 2009 (под общ_ р

4.1. Бюджетная смета

В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. В свою очередь, лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) - это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Теперь дадим определение бюджетным обязательствам - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Исходя из вышесказанного, бюджетная смета - это документ, устанавливающий объем прав бюджетного учреждения в рублях на принятие им расходных обязательств по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ на текущий финансовый год в целях выполнения функций учреждения.

Основополагающие принципы составления и исполнения бюджетной сметы закреплены в ст. 221 БК РФ. Во исполнение указанной статьи Минфином разработаны Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет (Приказ от 20.11.2007 N 112н, далее - Приказ N 112н). Указанные Требования распространяются на бюджетные учреждения, а также на органы государственной, муниципальной власти и органы управления государственными внебюджетными фондами.

Порядок утверждения бюджетной сметы для подведомственных бюджетных учреждений устанавливает главный распорядитель бюджетных средств с учетом положений Приказа N 112н (ст. ст. 158, 221 БК РФ). При разработке и установлении такого порядка главный распорядитель в отношении отдельных подведомственных учреждений или группы учреждений должен учесть:

- результаты проверки правильности составления и ведения ими смет;

- результаты выполнения ими смет за отчетный или текущий финансовый год;

- результаты проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности ПБС.

Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета может формировать свод смет подведомственных учреждений.

В настоящее время рядом министерств и ведомств на основании Приказа N 112н разработан порядок составления и ведения бюджетных смет для своих подведомственных учреждений. Например, МВД такой Порядок утвержден Приказом от 20.04.2009 N 304, Минкультуры - Приказом от 13.04.2009 N 182 (далее - Приказ N 182), Минсельхозом - Приказом от 02.03.2009 N 80, Минобрнауки в лице Федерального агентства по образованию (Рособразование) - Приказом от 26.12.2008 N 2001, ФНС - Приказом от 29.10.2008 N ММ-3-5/492@ и так далее.

Форма сметы разрабатывается и утверждается главным распорядителем средств. Перечень обязательных реквизитов сметы приведен в Приказе N 112н. К ним относятся:

- гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) соответствующего руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения (свод смет учреждений), и дату утверждения;

- наименование формы документа;

- финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;

- наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), а также наименование главного распорядителя (распорядителя), составившего документ (свод смет учреждений);

- код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);

- наименование единиц измерения показателей сметы и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

- содержательная и оформляющая части.

Содержательная часть формы сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк, наименования направлений расходования средств и соответствующих им кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, а также суммы по каждому направлению.

Оформляющая часть формы сметы должна содержать подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за данные сметы, - руководителя учреждения, руководителя планово-финансовой службы учреждения или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа, а также дату подписания (подготовки) сметы (свода смет учреждений).

Кроме обязательных реквизитов, главный распорядитель, распорядитель, учреждение может устанавливать необходимые дополнительные реквизиты.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до статей (подстатей) КОСГУ. Главный распорядитель, распорядитель и учреждение могут детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

Составляет смету учреждение. В основу сметы закладываются расчетные показатели, согласованные с главным распорядителем, и ЛБО, доведенные в соответствующем порядке до учреждения. Затем проект сметы и плановые расчетные показатели, использованные при составлении сметы, представляются на утверждение главному распорядителю.

Смета учреждения утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств. Однако руководитель главного распорядителя бюджетных средств может передать руководителю распорядителя свои полномочия по утверждению сметы подведомственных учреждений. В случае нарушения бюджетного законодательства при исполнении сметы права руководителя распорядителя бюджетных средств в части утверждения сметы могут быть ограничены.

Смета учреждения, являющего главным распорядителем средств, утверждается руководителем главного распорядителя средств.

Право утверждать собственную смету руководителю учреждения предоставляется только в случае доведения до него государственного (муниципального) задания.

Процесс ведения сметы сводится к внесению изменений в нее. Изменения вносятся в пределах ЛБО путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений в случаях:

- изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема ЛБО;

- изменения распределения сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ (кроме кодов КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств и ЛБО;

- изменения распределения сметных назначений по кодам КОСГУ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя и утвержденного объема ЛБО;

- изменения распределения сметных назначений по кодам КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема ЛБО;

- изменения распределения сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя и утвержденного объема ЛБО.

Внесение изменений в смету, требующее изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя и ЛБО, утверждается после внесения изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и ЛБО.

Утверждение изменений в смете осуществляется руководителем главного распорядителя, утвердившего смету учреждения (руководителем распорядителя средств бюджета, учреждения - в случае предоставления им права утверждать смету) на основании предложений руководителя учреждения.

Внесение изменений в смету учреждения (свод смет учреждений) осуществляется в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета для утверждения сметы.

Информация об исполнении бюджетной сметы представляется по окончании финансового года главному распорядителю бюджетных средств. В этой информации следует показать остатки бюджетных средств на лицевом счете на конец отчетного года в разрезе кодов КОСГУ с указанием причин их образования. Остатки бюджетных средств должны соответствовать аналогичным показателям, отраженным в форме 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета" по разд. 2 "Расходы бюджета".