logo
Бюджетный учет / Годовой отчет для бюджетных организаций - 2009 (под общ_ р

4.3. Смета по средствам, поступающим в доход бюджета

от сдачи в аренду государственного (муниципального)

имущества

Доходы, получаемые бюджетными учреждениями в виде арендной платы, относятся к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 42 БК РФ). Доходы от использования имущества относятся к неналоговым доходам бюджетов и учитываются в составе доходов бюджетов после уплаты налогов и сборов в порядке, установленном налоговым законодательством (п. 5 ст. 41 БК РФ). Однако положение п. 5 ст. 41 БК РФ (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества), начинает действовать только после вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности (далее - Закон о внебюджетной деятельности). Такого закона на момент издания книги нет. До его принятия действуют переходные положения Федерального закона N 63-ФЗ. В отношении указанных доходов пп. 1 п. 11 ст. 5 данного Закона гласит, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.

В отношении порядка использования арендных доходов муниципальных бюджетных учреждений Федеральный закон N 63-ФЗ (пп. 2 п. 11 ст. 5) отсылает к правовым актам представительного органа муниципального образования, то есть к закону о бюджете соответствующего субъекта РФ.

Общего порядка составления сметы доходов и расходов по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, нет. Однако многие главные распорядители бюджетных средств разработали для своих подведомственных учреждений такой порядок. Это Рособразование (Приказ от 22.01.2009 N 20), Минкультуры (Приказ от 13.04.2009 N 182), Росморречфлот (Распоряжение от 18.12.2007 N АД-164-р) и другие.

Почему нужна отдельная смета по аренде? Почему нельзя включить арендные доходы и расходы в смету по приносящей доход деятельности?

Действительно, Минфин в своих последних письмах говорит о том, что средства бюджетных учреждений, получаемые ими в качестве арендной платы, относятся к коммерческой деятельности (Письма от 19.11.2008 N 03-03-05/151, от 29.04.2008 N 01-СШ/30, от 14.11.2008 N 02-03-0/3467). Однако в соответствии с Федеральным законом N 63-ФЗ (п. 11 ст. 5) принцип расходования средств от приносящей доход деятельности и арендных доходов различен. Как указывалось выше, бюджетные учреждения за счет доходов от аренды получают дополнительное бюджетное финансирование.

Кроме того, в соответствии с Приказом N 98н основанием для постановки на учет бюджетных обязательств являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (их форма утверждена в Приложении 1 к Приказу N 98н), в которых указывается источник исполнения бюджетного обязательства по видам средств: средства федерального бюджета, средства дополнительного источника бюджетного финансирования за счет арендных платежей, средства от приносящей доход деятельности. Это означает, что орган Федерального казначейства ставит на учет бюджетное обязательство и принимает его к исполнению только в случае, если указан источник финансирования расходов, при этом дополнительное финансирование выделено в самостоятельный источник. Вывод очевиден: учреждения, сдающие в аренду имущество, должны составлять отдельную смету по доходам и расходам за счет арендных платежей.

Правила составления, утверждения и исполнения сметы по доходам и расходам от аренды имущества в основном совпадают с правилами, применяемыми при составлении и исполнении внебюджетной сметы.

Форма сметы доходов и расходов по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, утверждается главным распорядителем бюджетных средств. Бюджетное учреждение составляет проект сметы доходов и расходов по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества. Затем представляет ее на утверждение главному распорядителю бюджетных средств. Утвержденная смета представляется ОФК для проведения операций на соответствующем разделе лицевого счета учреждения.

Нужно ли закладывать в смету доходов и расходов за счет арендных платежей уплату налога на прибыль?

Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Минфина России N 02-03-0/3467. В нем финансовое ведомство напоминает, что согласно п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять и уплачивать налог на прибыль (ст. ст. 45, 52 НК РФ). При этом обязанность налогоплательщика - бюджетного учреждения по уплате налога на прибыль должна быть исполнена непосредственно бюджетным учреждением. В свою очередь, денежное обязательство этого бюджетного учреждения может быть исполнено только в порядке, установленном для исполнения бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета.

Согласно положениям ст. ст. 161 и 219 БК РФ оплата денежных обязательств получателем бюджетных средств осуществляется в пределах доведенных до него по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов ЛБО. Статьей 70 БК РФ определен перечень видов бюджетных ассигнований, предусматриваемых бюджетному учреждению для обеспечения выполнения функций, включающий бюджетные ассигнования для уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ. Указаниями о порядке применения бюджетной классификации расходы на уплату налогов и сборов относятся на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Таким образом, для уплаты налога на прибыль бюджетному учреждению должны быть доведены ЛБО по коду 290 "Прочие расходы" КОСГУ.