Вопрос 2: исходя из какой стоимости (балансовой или остаточной) следует определять годовую сумму амортизационных отчислений?
Для расчета годовой суммы амортизации полученных безвозмездно основных средств нет отдельного правила. Он производится по тому же принципу, что и при получении их традиционными способами, - то есть исходя из балансовой стоимости и нормы амортизации, определенной с учетом срока полезного использования указанных объектов (п. 39 Инструкции N 148н).
Если буквально прочесть абз. 9 п. 15 Инструкции N 148н, то срок эксплуатации должен быть установлен в шесть лет. В этом случае, применяя положения п. 39 Инструкции N 148н, годовая сумма амортизационных отчислений составит 47 500 руб. (285 000 руб. x 100% / 6). С учетом того, что на объект уже начислена амортизация в размере 40 000 руб., стоимость объекта полностью будет списана через 5,15 г. ((285 000 - 40 000) руб. / 47 500 руб.).
Теперь допустим, что комиссия установила срок полезного использования оборудования в рамках 4-й амортизационной группы, то есть семь лет. При этом годовая сумма амортизационных отчислений по данному объекту должна составить 40 714,28 руб. (285 000 руб. x 100% / 7). В таком случае стоимость объекта полностью будет погашена через 6,02 г. ((285 000 - 40 000) руб. / 40 714,28 руб.). Вполне очевидно, что второй вариант наиболее отвечает действительному положению вещей, но при этом нарушается правило установления срока полезного использования с учетом срока фактической эксплуатации объекта.
По нашему мнению, для объектов, принятых безвозмездно от учреждений - участников бюджетного процесса бюджетной системы РФ, должно быть установлено особое правило расчета годовой суммы амортизационных отчислений - исходя из остаточной стоимости объекта и срока полезного использования, установленного комиссией, которая, в свою очередь, устанавливает его с учетом сроков фактической эксплуатации. Так, в нашем примере срок полезного использования должен быть определен в шесть лет. Тогда годовая сумма амортизационных отчислений составит 40 833,33 руб. (245 000 руб. x 100% / 6). Полностью стоимость объекта будет списана ровно через шесть лет (245 000 руб. / 40 833,33 руб.).
4. Выделение имущества казны из состава основных средств. К существенным нововведениям Инструкции N 148н относится выделение имущества казны в отдельную группу. Прежняя Инструкция предусматривала семь счетов для учета операций с нефинансовыми активами. К ним добавлен счет 0 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны", который, в свою очередь, содержит пять аналитических счетов.
Соответственно, изменились аналитические счета счета 0 104 00 000 "Амортизация". Для наглядности ниже приведена таблица.
Инструкция N 148н | Инструкция N 25н | |||
Название счета | Номер счета | Номер счета | Название счета | |
Амортизация | 104 00 000 | 104 00 000 | Амортизация | |
Амортизация жилых помещений | 104 01 000 | 104 01 000 | Амортизация жилых помещений | |
Амортизация нежилых помещений | 104 02 000 | 104 02 000 | Амортизация нежилых помещений | |
Амортизация сооружений | 104 03 000 | 104 03 000 | Амортизация сооружений | |
Амортизация транспортныхсредств | 104 05 000 | 104 05 000 | Амортизация транспортныхсредств | |
Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря | 104 06 000 | 104 06 000 | Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря | |
Амортизация библиотечного фонда | 104 07 000 | - | - | |
Амортизация прочих основных средств | 104 08 000 | 104 07 000 | Амортизация прочих основных средств | |
Амортизация нематериальных активов | 104 09 000 | 104 08 000 | Амортизация нематериальных активов | |
Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны | 104 10 000 | - | - | |
Амортизация движимого имущества в составе имущества казны | 104 11 000 | - | - | |
Амортизация нематериальных активов всоставе имущества казны | 104 12 000 | - | - | |
Нефинансовые активы имущества казны | 108 00 000 | - | - | |
Недвижимое имущество в составе имущества казны | 108 01 000 | - | - | |
Движимое имущество в составе имущества казны | 108 02 000 | - | - | |
Нематериальные активы в составе имущества казны | 108 03 000 | - | - | |
Непроизведенные активы всоставе имущества казны | 108 04 000 | - | - | |
Материальные запасы в составе имущества казны | 108 05 000 | - | - |
5. Амортизация нефинансовых активов. Как видно из приведенной выше таблицы, появился счет 0 104 07 000 "Амортизация библиотечного фонда", из чего следует, что с 1 января 2009 г. на библиотечный фонд бюджетных учреждений должна начисляться амортизация. До 2009 г. амортизация на библиотечный фонд не начислялась. В результате бюджетные учреждения обязаны были платить налог на имущество со стоимости библиотечного фонда.
Кроме того, общий принцип погашения стоимости нефинансовых активов также претерпел существенные изменения. В первоначальном варианте Инструкции N 148н были едиными правила начисления амортизации для основных средств (за исключением объектов библиотечного фонда, драгоценностей, ювелирных изделий) и нематериальных активов. В соответствии с изменениями, внесенными в Инструкцию N 148н Приказом N 69н, правила начисления стали общими для библиотечного фонда и нематериальных активов стоимостью до 20 000 руб.
С 1 января 2009 г. амортизация на объекты нефинансовых активов начисляется в следующем порядке (п. 43 Инструкции N 148н):
- амортизация не начисляется на объекты основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда, стоимостью до 3000 руб. включительно, а также на драгоценности, ювелирные изделия независимо от стоимости. Раньше был установлен порог 1000 руб. для основных средств и нематериальных активов;
- в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию начисляется амортизация на объекты основных средств, за исключением библиотечного фонда, стоимостью от 3000 до 20 000 руб. включительно. Раньше подобное правило распространялось на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью от 1000 до 10 000 руб.;
- в размере 100% балансовой стоимости амортизация начисляется при выдаче в эксплуатацию объектов библиотечного фонда и нематериальных активов стоимостью до 20 000 руб. включительно;
- в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами начисляется амортизация на объекты основных средств (в том числе библиотечных фондов) и нематериальных активов стоимостью свыше 20 000 руб.
Для имущества казны установлен особый порядок амортизации. По объектам материальных и нематериальных основных фондов в составе имущества казны амортизация отражается в следующем порядке:
- не начисляется амортизация на объекты материальных и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны;
- на счетах 0 104 10 000, 0 104 11 000 отражается сумма амортизации объекта, начисленная на дату его включения в состав имущества казны на основании данных о его первоначальной (балансовой) и остаточной стоимости или сумме ранее начисленной амортизации (при включении в состав имущества казны объекта, полученного в рамках движения нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю средств бюджетов, разным главным распорядителям средств бюджетов одного уровня, между учреждениями бюджетов разных уровней).
Расчет и начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны осуществляет учреждение, получившее объект на праве оперативного управления.
6. Материальные запасы. Изменения в части материальных запасов носят уточняющий характер. Одним из критериев отнесения объектов к материальным запасам согласно п. 48 Инструкции N 25н являлось использование предметов в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящихся к основным средствам в соответствии с ОКОФ. Именно ссылка на ОКОФ вводила в заблуждение, поскольку многие пользователи Инструкции N 25н считали, что, если объект поименован в ОКОФ, он обязательно должен относиться к основным средствам. Однако это не следовало из п. 48 Инструкции N 25н. Ссылка на ОКОФ означала, что в данном документе содержится перечень объектов, которые независимо от сроков полезного использования относятся к материальным запасам, то есть не относятся к основным средствам. Поэтому в новой Инструкции приведен исчерпывающий перечень объектов, которые учитываются в составе материальных запасов, а ссылка на ОКОФ отсутствует.
Инструкцией N 148н ликвидирован пробел в отношении правил принятия к бюджетному учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров), остающихся в распоряжении учреждения по результатам проведения демонтажных и (или) ремонтных работ, в том числе работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов. Указанные операции отражаются, как признание прочего дохода, проводкой: Дебет 0 105 04 340 Кредит 0 401 01 180 (п. 60 Инструкции N 148н).
Инструкцией N 148н рассмотрен вариант поступления материальных запасов в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом. Такое поступление признается доходом от реализации активов и отражается проводкой: Дебет 0 105 00 000 Кредит 0 401 01 172 (п. 60 Инструкции N 148н).
Обратите внимание: п. 69 Инструкции N 148н в редакции Приказа N 69н теперь не оставляет сомнения, что бланки строгой отчетности не должны учитываться в составе материальных запасов.
- 1. Изменения законодательства по государственным закупкам
- 1.1. Размещение заказа у единственного поставщика
- 1.2. Участие в госзаказе через представителя
- 1.3. Цена контракта
- 1.4. Требования к участникам размещения заказа
- 1.5. Размещение заказа у субъектов
- 1.6. Указание в документации на товарные знаки
- 1.7. Порядок подачи заявок на участие в конкурсе
- 1.8. Выполнение поисковой научно-исследовательской работы
- 1.9. Комиссии по размещению заказов
- 1.10. Открытый аукцион в электронной форме
- 1.11. Запрос котировок
- 2. Классификация операций
- 2.1. Общие положения бюджетной классификации рф
- 2.2. Группа 100 "Доходы"
- 2.2.1. Статья 110 "Налоговые доходы"
- 2.2.2. Статья 120 "Доходы от собственности"
- 2.2.3. Статья 130 "Доходы от оказания платных услуг"
- 2.2.4. Статья 140 "Суммы принудительного изъятия"
- 2.2.5. Статья 150 "Безвозмездные поступления от бюджетов"
- 2.2.6. Статья 160 "Взносы на социальные нужды"
- 2.2.7. Статья 170 "Доходы от операций с активами"
- 2.2.8. Статья 180 "Прочие доходы"
- 2.3. Группа 200 "Расходы"
- 2.3.1. Статья 210 "Оплата труда и начисления
- 2.3.2. Статья 220 "Оплата работ, услуг"
- 2.3.3. Статья 230 "Обслуживание государственного
- 2.3.4. Статья 240 "Безвозмездные перечисления организациям"
- 2.3.5. Статья 250 "Безвозмездные перечисления бюджетам"
- 2.3.6. Статья 260 "Социальное обеспечение"
- 2.3.7. Статья 290 "Прочие расходы"
- 2.4. Группа 300 "Поступление нефинансовых активов"
- 2.4.1. Статья 310 "Увеличение стоимости основных средств"
- 2.4.2. Статья 320 "Увеличение стоимости
- 2.4.3. Статья 330 "Увеличение стоимости
- 2.4.4. Статья 340 "Увеличение стоимости
- 2.5. Группа 500 "Поступление финансовых активов"
- 2.6. Группа 600 "Выбытие финансовых активов"
- 2.7. Группа 700 "Увеличение обязательств"
- 2.8. Группа 800 "Уменьшение обязательств"
- 3. Составление годовой бюджетной отчетности
- 3.1. Общие требования к составлению отчетности
- 3.2. Представление бюджетной отчетности
- 3.2.1. Заполнение отдельных отчетных форм
- 3.2.2. Согласование показателей отчетных форм
- 4. Сметы доходов и расходов
- 4.1. Бюджетная смета
- 4.2. Внебюджетная смета
- 4.2.1. Общие положения о составлении внебюджетной сметы
- 4.2.2. Представление внебюджетной сметы в офк
- 4.3. Смета по средствам, поступающим в доход бюджета
- 4.4. Составление смет в учреждениях
- 4.5. Составление внебюджетной сметы в учреждениях культуры
- 5. Основные изменения в бюджетном учете
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Нефинансовые активы
- Вопрос 2: исходя из какой стоимости (балансовой или остаточной) следует определять годовую сумму амортизационных отчислений?
- 5.3. Финансовые активы
- 5.4. Обязательства
- 5.5. Санкционирование расходов бюджетов
- 5.6. Централизованные поставки
- 5.7. Забалансовый учет
- 5.8. Общие положения по переносу остатков
- 6. Централизованное снабжение материальными ценностями
- 6.1. Отражение операций
- 6.2. Отражение операций в учете грузополучателя
- 6.3. Отражение операций по отправке возвратной тары
- 6.4. Особенности учета материальных ценностей
- 6.5. Особенности централизованного снабжения
- 7. Санкционирование расходов бюджетов
- 7.1. Порядок доведения бюджетных ассигнований
- 7.1.1. Правила доведения (изменения) бюджетных данных
- 7.1.2. Требования к бюджетным данным
- 7.1.3. Детализация бюджетных данных
- 7.1.4. Детализация бюджетных данных
- 7.1.5. Контроль со стороны Федерального казначейства
- 7.1.6. Временные бюджетные данные
- 7.1.7. Отзыв бюджетных данных
- 7.1.8. Дополнительное бюджетное финансирование
- 7.1.9. Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств
- 7.2. Порядок учета бюджетных обязательств
- 7.2.1. Учет бюджетных обязательств
- 7.2.2. Порядок учета бюджетных обязательств
- 7.2.3. Представление информации о бюджетных обязательствах
- 7.3. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств
- 7.4. Бюджетный учет санкционирования расходов
- 7.4.1. Учет лимитов бюджетных обязательств
- 7.4.2. Бюджетные ассигнования
- 7.4.3. Корреспонденция счетов по доведению, детализации
- 7.4.4. Принятые обязательства
- 7.4.5. Перенос остатков по счетам санкционирования расходов
- 7.5. Санкционирование расходов за счет средств
- 7.5.1. Сметные назначения по приносящей доход деятельности
- 7.5.2. Принятие обязательств
- 8. Администрирование поступлений в бюджет
- 8.1. Порядок администрирования доходов бюджета
- 8.2. Бюджетный учет операций по администрированию доходов
- 9. Основные средства
- 9.1. Объекты учета
- 9.2. Поступление основных средств
- 9.3. Списание (выбытие) основных средств
- 9.4. Амортизация основных средств
- 9.5. Переход на новые положения
- 9.5.1. Основные средства стоимостью от 1000 до 3000 рублей
- 9.5.2. Основные средства стоимостью
- 9.5.3. Операции по списанию основных средств
- 9.5.4. Перевод остатков в части амортизации,
- 9.6. Библиотечный фонд
- 9.6.1. Переходные положения по начислению амортизации
- 9.6.2. Срок полезного пользования объектами
- 9.7. Периодическая литература
- 9.8. Излишки основных средств
- 9.9. Учет музыкальных инструментов
- 9.10. Учет сценическо-постановочных средств
- 9.11. Учет спортивного инвентаря
- 9.11.1. Приобретение спортивного инвентаря
- 9.11.2. Получение спортивного инвентаря
- 9.12. Учет специальных (военных) средств
- 9.13. Учет наградного оружия
- 10. Нематериальные активы
- 10.1. Объекты учета
- 10.2. Исключительное право на результат
- 10.2.1. Договор об отчуждении исключительного права
- 10.2.2. Лицензионный договор
- 10.3. Создание нематериального актива собственными силами
- 10.4. Принятие к учету нематериального актива,
- 10.5. Амортизация нематериальных активов
- 10.6. Переход на новые положения по амортизации
- 10.6.1. Нематериальные активы стоимостью
- 10.6.2. Нематериальные активы стоимостью
- 11. Непроизведенные активы
- 11.1. Поступление непроизведенных активов
- 11.2. Выбытие непроизведенных активов
- 11.3. Непроизведенные активы имущества казны
- 12. Материальные запасы
- 12.1. Виды материальных запасов
- 12.2. Учет спецоборудования для выполнения ниокр
- 12.2.1. Спецоборудование для выполнения ниокр
- 12.2.2. Спецоборудование для выполнения ниокр
- 12.3. Учет спортивной экипировки
- 13. Учет имущества казны
- 13.1. Состав имущества казны
- 13.2. Порядок амортизации имущества казны
- 13.3. Перенос остатков
- 13.4. Поступление и выбытие имущества казны
- 13.5. Существует ли особый порядок проведения
- 13.6. Признается ли объектом обложения налогом
- 13.7. Сдача имущества казны в аренду
- 13.8. Дивиденды по акциям, находящимся в собственности
- 13.9. Ндс с реализации имущества казны
- 13.10. Земельный налог и имущество казны
- 14. Лицевые счета бюджетных учреждений
- 14.1. Виды новых лицевых счетов
- 14.2. Порядок открытия лицевого счета
- 14.3. Порядок ведения лицевых счетов
- 14.3.1. Лицевой счет главного распорядителя
- 14.3.2. Лицевой счет получателя бюджетных средств
- 15. Денежные средства учреждения
- 15.1. Общие положения
- 15.2. Обеспечение наличными деньгами бюджетных учреждений
- 15.2.1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов
- 15.2.2. Получение наличных денежных средств
- 15.2.3. Внесение наличных денежных средств на лицевой счет
- 15.2.4. Обеспечение наличными деньгами
- 15.3. Применение ккт при осуществлении
- 15.4. Правомерность применения Квитанции (ф. 0504510)
- 15.5. Учет денежных документов
- 15.6. Основные нарушения порядка ведения кассовых операций
- 16. Финансовые вложения
- 16.1. Депозиты и иные финансовые активы
- 16.2. Акции и иные формы участия в капитале
- 16.3. Облигации, векселя
- 16.4. Вложения в финансовые активы
- 16.5. Передача права пользования рид по лицензионному
- 17. Учет активов и обязательств за балансом
- 17.1. Общие положения забалансового учета
- 17.2. Счет 01 "Основные средства в пользовании"
- 17.3. Счет 02 "Материальные ценности,
- 17.4. Счет 03 "Бланки строгой отчетности"
- 17.4.1. Общие положения об учете бсо
- 17.4.2. Новые формы театральных и кинобилетов
- 17.5. Счет 04 "Списанная задолженность
- 17.6. Счет 05 "Материальные ценности, оплаченные
- 17.7. Счет 06 "Задолженность учащихся и студентов
- 17.8. Счет 07 "Переходящие награды, призы,
- 17.9. Счет 08 "Путевки неоплаченные"
- 17.10. Счет 09 "Запасные части к транспортным средствам,
- 17.11. Счет 10 "Обеспечение исполнения обязательств"
- 17.12. Счет 11 "Государственные и муниципальные гарантии"
- 17.13. Счет 12 "Спецоборудование для выполнения
- 17.14. Счет 13 "Экспериментальные устройства"
- 17.15. Счет 14 "Расчетные документы, ожидающие исполнения"
- 17.16. Счет 15 "Расчетные документы, не оплаченные
- 17.17. Счет 16 "Переплаты пенсий и пособий вследствие
- 17.18. Счет 17 "Поступления денежных средств
- 17.19. Счет 18 "Выбытия денежных средств
- 17.20. Счет 19 "Невыясненные поступления
- 17.21. Счет 20 "Списанная задолженность,
- 17.22. Счет 22 "Материальные ценности, полученные
- 17.23. Счет 23 "Периодические издания для пользования"
- 18. Оплата труда и социальное страхование
- 18.1. Новые системы оплаты труда
- 18.2. Новые системы оплаты труда
- 18.3. Новые системы оплаты труда в учреждениях культуры
- 18.4. Новые системы оплаты труда в учреждениях спорта
- 18.5. Оплата труда сотрудников милиции
- 18.6. Порядок отражения операций по начислению
- 18.7. Пособия по государственному социальному страхованию
- 18.7.1. Пособие по временной нетрудоспособности,
- 18.7.2. Пособие в связи с трудовым
- 18.7.3. Государственные пособия гражданам, имеющим детей
- 18.7.4. Социальное пособие на погребение
- 18.7.5. Учет пособий, выплачиваемых за счет средств фсс
- 19. Приносящая доход деятельность бюджетных учреждений
- 19.1. Законодательство о приносящей доход
- 19.2. Порядок осуществления операций
- 19.2.1. Порядок оформления Генеральных разрешений
- 19.2.2. Порядок оформления Разрешений
- 19.3. Платежи в рамках приносящей доход деятельности
- 19.4. Отражение операций по приносящей доход
- 19.5. Распределение расходов между бюджетной и приносящей
- 20. Сдача государственного и муниципального
- 20.1. Заключение договора аренды недвижимого имущества
- 20.2. Экспертная оценка последствий
- 20.3. Стартовый размер арендной платы
- 20.4. Налог на прибыль с доходов
- 20.5. Отражение операций по сдаче имущества
- 20.6. Учет коммунальных платежей
- 21. Учет грантов
- 21.1. Заключение договоров с победителями конкурса
- 21.2. Налог на прибыль
- 21.3. Бухгалтерский учет грантов
- 22. Реорганизация бюджетного учреждения
- 22.1. Общие положения
- 22.2. Трудовые отношения с работниками
- 22.3. Уплата налогов при реорганизации учреждения
- 22.4. Заключительная отчетность
- 23. Создание бюджетными учреждениями коммерческих обществ
- 23.1. Уведомительный и разрешительный порядок
- 23.2. Основной вид деятельности дочерних обществ
- 23.3. Соучредители внедренческого общества
- 23.4. Льготы для внедренческих обществ
- 23.5. Рекомендации по применению
- 23.6. Вопросы, которые необходимо решить...
- 24. Основные изменения в главе 21 нк рф
- 24.1. Налог на добавленную стоимость с авансов
- 24.2. Ввоз технологического оборудования
- 24.3. Выполнение смр для собственного потребления
- 24.4. Расчеты неденежными средствами
- 24.5. Реализация государственного
- 24.6. Принятие решения по итогам камеральной проверки
- 24.7. Электронные счета-фактуры
- 25. Основные изменения в главе 25 нк рф
- 25.1. Порядок начисления амортизации
- 25.1.1. Линейный метод
- 25.1.2. Нелинейный метод
- 25.1.3. Плюсы и минусы "нового" нелинейного метода
- 25.1.4. С линейного метода на нелинейный и обратно
- 25.2. Амортизационная премия
- 25.3. Неотделимые улучшения объектов ос,
- 25.4. Повышающие и понижающие коэффициенты
- 25.5. Расходы на обучение
- 25.6. Суточные и полевое довольствие
- 25.7. Расходы на ниокр с коэффициентом 1,5
- 25.8. Программы для эвм стоимостью
- 25.9. Расходы на дмс
- 25.10. Компенсация затрат работников на жилье
- 25.11. Основные изменения в главе 25 нк рф с 2010 года
- 26. Единый социальный налог - 2009
- 26.1. Единый социальный налог в 2009 году
- 26.2. Страховые взносы с 2010 года
- 26.2.1. Новые законы и изменения
- 26.2.2. Что ждет спецрежимников в 2010 году?
- 26.2.3. Новшества Федерального закона n 212-фз
- 27. Основные изменения в гл. 23 нк рф
- 27.1. Доходы, не подлежащие налогообложению
- 27.2. Стандартные налоговые вычеты
- 27.3. Социальные налоговые вычеты
- 27.4. Имущественные налоговые вычеты
- 28. Налог на имущество организаций
- 28.1. Общие положения
- 28.2. Определение налоговой базы
- 28.3. Расчет налога на имущество
- 29. Система налогообложения в виде единого налога
- 29.1. Ветеринарные услуги
- 29.2. Деятельность аптек
- 29.3. Деятельность по предоставлению спортинвентаря,
- 29.4. О представлении налоговой декларации
- 30. Ревизии и проверки в 2009 году
- 30.1. Ведомственный контроль
- 30.2. Осуществление налогового контроля
- 30.3. Проведение контрольных мероприятий пожарной