logo
Бюджетный учет / Годовой отчет для бюджетных организаций - 2009 (под общ_ р

18.4. Новые системы оплаты труда в учреждениях спорта

Документов, регулирующих введение новых систем оплаты труда, в настоящее время разработано немало, отметим нормативные акты, относящиеся к учреждениям физической культуры:

- Профессиональные квалификационные группы должностей работников физической культуры и спорта, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2008 N 225н;

- Приказ Минспорттуризма России от 27.04.2009 N 249 "Об утверждении Перечней должностей работников, относимых к основному персоналу, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений по видам экономической деятельности". Например, по виду экономической деятельности "Образование" указанный Перечень включает в себя следующие должности: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, руководитель физического воспитания, старший методист, старший воспитатель, старший инструктор-методист, старший тренер-преподаватель, воспитатель, методист, педагог-психолог, инструктор-методист, тренер-преподаватель;

- Приказ Минспорттуризма России от 08.06.2009 N 371 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по виду экономической деятельности "Образование".

В частности, в Приложении 3 к данному Приказу установлены следующие Рекомендуемые минимальные размеры окладов работников федерального государственного учреждения дополнительного профессионального образования (государственная школа высшего спортивного мастерства-подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд):

Профессиональная квалификационная группа должностей работников физическойкультуры и спорта первого уровня

Квалификационныйуровень

Наименование должности

Рекомендуемый минимальный размер оклада, руб.

1

Дежурный по спортивному залу; другие должности, отнесенные к квалификационному уровню

4500

2

Спортсмен; другие должности, отнесенные к квалификационному уровню

4550

Профессиональная квалификационная группа должностей работников физическойкультуры и спорта второго уровня

1

Инструктор по спорту; спортсмен-инструктор; тренер- администратор; тренер-массажист;тренер-механик; тренер-оператор видеозаписи

4600

2

Тренер; тренер-преподаватель по спорту

4800

Профессиональная квалификационная группа должностей работников физическойкультуры и спорта третьего уровня

1

Специалист по подготовке сборныхкоманд; тренер сборной команды

5000

2

Старший тренер сборной команды

5000

Кроме того, некоторые учреждения спорта, входящие в систему дополнительного образования детей, по ведомственной принадлежности относятся к Минобрнауки. Для них указанное министерство разработало Рекомендации по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования, направленной на повышение качества работы управленческих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей, направленные Письмом от 25.03.2009 N 06-296.

Стимулирующие выплаты. Наибольший интерес в этом Письме представляют Методические рекомендации о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников.

Они заключаются в следующем. Установление выплат стимулирующего характера производится с учетом показателей результатов труда, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения с учетом мнения представительного органа работников и (или) органа государственно-общественного управления. Решение по данному вопросу закрепляется в коллективном договоре и (или) в решении государственно-общественного органа управления.

Таким локальным нормативным актом может быть утвержденное в установленном порядке положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения дополнительного образования детей (далее - Положение). В Положении должны быть отражены критерии и показатели качества и результативности труда педагогов дополнительного образования, других педагогических работников учреждений дополнительного образования детей, лежащие в основе определения размера стимулирующей надбавки, порядок расчета и выплаты стимулирующих надбавок.

Такими примерными критериями для расчета выплат стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников могут быть:

1) успешность учебной работы (динамика достижений обучающихся, включая их участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и так далее);

2) эффективность организации воспитательной деятельности;

3) обобщение и распространение передового педагогического опыта;

4) участие в методической, научно-исследовательской работе;

5) использование в процессе обучения современных педагогических технологий (информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих);

6) повышение квалификации, профессиональная подготовка педагога;

7) оценка деятельности педагога со стороны родителей обучающихся;

8) оценка деятельности педагога со стороны обучающихся;

9) дополнительный критерий (устанавливается образовательным учреждением самостоятельно с учетом специфики деятельности).

Приведенные критерии являются примерными и могут быть изменены и дополнены учреждением в соответствии с его миссией и целями. При этом важно исходить из того, что эти надбавки должны стимулировать педагога к более качественному, эффективному, результативному (с точки зрения образовательных достижений обучающихся) образованию. Каждому критерию присваивается определенное максимальное количество баллов (общая сумма баллов по всем критериям в предлагаемой таблице равна 100). Весовое значение каждого критерия в баллах также является примерным, то есть учреждение вправе самостоятельно определить максимальное количество баллов по каждому критерию исходя из своих целей и задач, социального заказа, реализуемой программы развития. Для измерения результативности труда педагогического работника по каждому критерию вводятся показатели (К1 - К14) и шкала показателей.

- качество освоения программ: К1;

- динамика учебных достижений применительно к результативности участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и другое: К2;

- динамика личных достижений обучающихся: К3;

- индивидуальная работа с обучающимися, не осваивающими программу к контрольной точке: К4;

- индивидуальная работа с одаренными и талантливыми обучающимися: К5;

- работа по привлечению обучающихся к научно-исследовательской деятельности (за рамками тарифицированных часов): К6;

- воспитательная деятельность с обучающимися за рамками функционала педагога: К7;

- проведение мастер-классов, открытых занятий, выступления на конференциях, семинарах, круглых столах и тому подобное: К8;

- наличие собственных методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий и тому подобного, применяемых в образовательном процессе, участие в инновационной и экспериментальной работе и др.: К9;

- использование мультимедийных средств обучения, компьютерных программ, видео-, аудиоаппаратуры: К10;

- прохождение курсов повышения квалификации, переподготовки, обучение по программам высшего образования, обучение в аспирантуре, докторантуре: К11;

- положительная оценка деятельности педагога со стороны родителей обучающихся: К12;

- сохранность контингента: К13;

- отражение специфики образовательного учреждения: К14.

В предлагаемом Минобрнауки варианте наивысшее количество баллов присвоено критериям, стимулирующим педагога к достижению обучающимися наибольших успехов в образовательной деятельности. В соответствии с целями и конкретным социальным заказом возможна корректировка как самих критериев и показателей, так и их весового значения в баллах в сторону усиления воспитательных эффектов, положительных результатов в социализации.

Расчет размеров выплат из стимулирующей части ФОТ целесообразно производить по результатам отчетных периодов (полугодий, кварталов), что позволяет учитывать динамику учебных достижений. Накопление первичных данных для расчета показателей (К1 - К14) ведется в процессе мониторинга профессиональной деятельности каждого педагога в рамках мониторинга.

Для расчета К1 возможно использовать как результаты мониторинга достижений за отчетный период (устанавливается учреждением), так и результаты конкурсов и мероприятий.

Предпочтительным является использование преимущественно внешней по отношению к педагогу оценки достижений обучающихся - результатов конкурсов, мероприятий, соревнований и тому подобного, что позволит более объективно оценить учебные достижения обучающихся.

Для расчета показателей К2, К3 невозможно определить исчерпывающий перечень мероприятий - олимпиады, конкурсы, конференции, семинары и др., участие и (или) победа в которых обучающихся является основанием для стимулирующих выплат педагогу. Каждое учреждение самостоятельно формирует этот перечень в зависимости от специфики учреждения, с учетом традиций и иных условий.

Для расчета показателей К4 и К5 потребуется дополнительная разработка форм учета индивидуальных занятий. Для администрации учреждения возникает необходимость создания условий для такой работы (планирование времени и места проведения индивидуальных занятий, учет и контроль их проведения), что может стать дополнительным критерием для определения стимулирующей надбавки руководителю учреждения. Результативность индивидуальной работы педагога учитывается в показателе К2.

При расчете показателя К6 учитываются только часы, не вошедшие в тарификацию, так как тарифицированные часы оплачиваются в составе базовой ставки. Этот показатель предназначен для стимулирования не входящей в функциональные обязанности педагога работы по развитию научно-исследовательской деятельности обучающихся. Возможен и другой подход, когда при расчете этого показателя учитываются тарифицированные часы как интегрированных занятий, так и других подобных занятий, направленных на привлечение обучающихся к занятиям научно-исследовательской деятельностью.

Поскольку воспитательная деятельность входит в функционал педагога дополнительного образования и, соответственно, оплачивается, то при расчете показателя К7 предлагается учитывать только ту воспитательную деятельность педагогического работника, которая не входит в его функционал (например, организация и проведение конкурсов, массовых мероприятий и так далее).

Показатель К8 введен потому, что обобщение и распространение передового педагогического опыта с использованием мастер-классов, открытых занятий, выступлений на конференциях, семинарах, круглых столах, опубликования работ, наставничества в отношении молодых педагогов (включая лиц, не имеющих базового педагогического образования) ведет к повышению качества и результативности деятельности не только собственной, но и тех, кому транслируется передовой опыт, что приводит к общему повышению качества образования. Предложенный в таблице перечень форм обобщения передового педагогического опыта является примерным. Конкретный перечень форм обобщения и распространения передового педагогического опыта, учитываемых при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, формируется учреждением в соответствии со спецификой деятельности.

Показатель К9 возможно учитывать в случае применения авторских методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий как в собственной профессиональной деятельности, так и в случае применения этих материалов другими педагогами. Учреждение самостоятельно определяет формы экспертизы, признания (сертификации) педагогических разработок, результативности их применения и дает рекомендации по их применению. Это может быть заключение методической службы учреждения, решение педагогического совета, научно-методического совета и др. Также в этом показателе учитывается инновационная и экспериментальная деятельность педагогического работника.

Для полноценного использования показателя К10 необходимо наладить учет использования мультимедийных средств обучения, компьютерных программ, видео-, аудиоаппаратуры, здоровьесберегающих технологий. Согласно существующей практике применение этих средств должно отражаться в журнале объединения, но, поскольку данные сведения практически ни на что не оказывали влияния, большинство педагогов эту работу не вели. Особого внимания заслуживает применение здоровьесберегающих технологий, использование которых находится в компетенции педагога. Образовательному учреждению необходимо составить перечень таких технологий, наладить их учет и контроль. Поскольку материально-техническое обеспечение образовательного процесса при реализации программ различной направленности в образовательных учреждениях имеет значительные различия, то и возможности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и других передовых технологий серьезным образом зависят от конкретных условий. Поэтому при расчете данного показателя предлагается применять экспертную оценку использования современных педагогических технологий в процессе занятий каждым педагогическим работником.

Расчет показателя К11, стимулирующего повышение квалификации и профессиональную подготовку, не вызовет трудностей в части повышения квалификации и профессиональной подготовки в различного рода образовательных учреждениях, выдающих по результатам обучения сертификаты. Затруднение вызывает оценка повышения квалификации в форме самоподготовки, учет которой трудно формализовать. Учреждение самостоятельно определяет, какие виды повышения квалификации и профессиональной подготовки оно будет учитывать при распределении стимулирующей части ФОТ.

Предлагаемые показатели К12 и К13 - оценка деятельности педагога со стороны родителей обучающихся и со стороны самих обучающихся применяются с учетом сохранности контингента обучающихся в ходе реализации программы.

Показатель К14 вводится учреждением и отражает специфику его деятельности. Это могут быть дополнительные показатели качества и результативности работы объединений, внедрение образовательных программ сроком реализации свыше четырех лет, дополнительные показатели качества и результативности работы с детьми среднего и старшего школьного возраста.

В целях усиления роли стимулирующих надбавок за результативность и качество труда, повышения размера этих надбавок целесообразно по решению общественного совета учреждения определить минимальное количество баллов, начиная с которого устанавливается надбавка.

В качестве примера приведем расчет первого критерия.

Критерии

Показатели

Расчет показателя

Шкала

Максимальноечисло балловпо критериям

1

2

3

4

5

Успешность учебной работы (динамика достижений обучающихся на олимпиадах, конкурсах, соревнованияхи так далее)

Качество освоения программ: К1

Доля обучающихся, освоивших программу к контрольной точке (общее количество обучающихся)

от 1 до 0,8 - 15 баллов; от 0,79 до 0,48 - 10 баллов; от 0,47 до 0,28 - 5 баллов; от 0,27 до 0,08 - 1 балл.Не более 15 баллов

40

Динамика учебныхдостижений применительно к результативностиучастия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях: К2

Доля обучающихся, получивших призовые местав конкурсных мероприятиях регионального и всероссийскогоуровней

от 1 до 0,8 - 10 баллов; от 0,79 до 0,48 - 8 баллов; от 0,47 до 0,28 - 6 баллов; от 0,27 до 0,08 - 4 балла. Не более 10 баллов

Динамика личных достижений обучающихся: К3

Доля обучающихся, получивших призовые местав муниципальных и школьных мероприятиях

от 1 до 0,9 - 10 баллов; от 0,9 до 0,8 - 8 баллов; от 0,7 до 0,6 - 6 баллов; от 0,5 до 0,3 - 4 балла. Не более 10 баллов

Пример: К1 - у педагога обучаются 150 чел., реализовали программу выше среднего 70 обучающихся, 70 / 150 = 0,47, итого 6 баллов. К2 - у педагога обучаются всего 150 чел., призеры - 50 обучающихся, 50 /150 = 0,33, итого 5 баллов. К3 - у педагога обучаются 150 чел.,: стали призерами школьных олимпиад соответствующей направленности - 40,40 / 150 = 0,27, итого 4 балла.

Всего по критерию 1 : 6 + 5 + 4 = 15 баллов.