25.1.3. Плюсы и минусы "нового" нелинейного метода
Чтобы наглядно продемонстрировать все плюсы и минусы "нового" нелинейного метода, сравним начисление амортизации данным методом с начислением амортизации линейным методом.
Пример. Учреждение с 1 января 2009 г. перешло на нелинейный метод начисления амортизации.
В декабре 2008 г. введено в эксплуатацию основное средство, которое относится ко 2-й амортизационной группе. Его первоначальная стоимость составила 900 000 руб.
Предположим, что в этой группе больше нет и не будет основных средств, то есть суммарный баланс 2-й группы составит 900 000 руб.
Продемонстрируем принцип начисления амортизации нелинейным методом для 2-й амортизационной группы начиная с 1 января 2009 г.
В январе амортизации будет начислено 79 200 руб. (900 000 руб. x 8,8 / 100). Суммарный баланс на 1 февраля составит 820 800 руб. (900 000 - 79 200).
В феврале амортизации будет начислено 72 230 руб. (820 800 руб. x 8,8 / 100). Суммарный баланс на 1 марта составит 748 570 руб. (820 800 - 72 230) и так далее.
Всего за 2009 г. начислено амортизации нелинейным методом 602 024 руб.
Рассчитаем амортизацию основного средства линейным методом.
Сумма амортизации в месяц составила бы:
- при сроке 36 месяцев - 25 000 руб. (900 000 руб. x 1/36 x 100%);
- при сроке 25 месяцев - 36 000 руб. (900 000 руб. x 1/25 x 100%).
Начисляя амортизацию линейным методом, бухгалтер списал бы на расходы в 2009 г.:
- при установленном минимальном сроке полезного использования 25 месяцев - 432 000 руб. (36 000 руб. x 12 мес.);
- при установленном максимальном сроке полезного использования 36 месяцев - 300 000 руб. (25 000 руб. x 12 мес.).
Выгода от применения нелинейного метода в данной ситуации (амортизационная группа состоит из нового основного средства) налицо. Таким образом, явные преимущества нелинейного метода заключаются в возможности списания большей суммы на расходы в первые месяцы эксплуатации амортизируемого имущества.
Теперь перейдем к отрицательным сторонам нелинейного метода. Напомним, при "старом" методе допускалось его применение к отдельным вновь приобретаемым объектам, что делало этот метод с точки зрения налога на прибыль гораздо выгоднее линейного, но именно в начале срока эксплуатации.
Теперь налогоплательщики лишены возможности выборочного применения нелинейного метода. При переходе на него налогоплательщик обязан применять этот метод ко всем объектам амортизируемого имущества, даже к тем, которые используются уже какое-то время.
Как мы отмечали выше, в примере 3 рассматривалась идеальная ситуация - амортизация нового основного средства, единственного в амортизационной группе. Теперь предположим, что с 1 января налогоплательщик переходит на нелинейный метод и на эту дату у него имеется значительное количество уже используемого амортизируемого имущества. Вполне вероятно, месячная сумма амортизации по отдельным объектам может оказаться значительно ниже, чем при линейном методе, что сведет на нет все преимущества нелинейного метода. Поясним это на примере.
Пример. Воспользуемся данными предыдущего примера, изменив только условие о том, что основное средство 2-й амортизационной группы было введено в эксплуатацию в декабре 2006 г.
Учреждение с 1 января 2009 г. решило перейти на нелинейный метод начисления амортизации. Данные по 2-й группе выглядели следующим образом. В ней числился объект первоначальной стоимостью 900 000 руб., срок полезного использования был установлен в 36 мес. Амортизация до 1 января 2009 г. начислялась линейным методом. Всего было начислено за весь срок эксплуатации 24 мес. (январь 2007 г. - декабрь 2008 г.) - 600 000 руб. (900 000 руб. x 1/36 x 100% x 24 мес.).
Остаточная стоимость объекта на 1 января 2009 г. равна 300 000 руб. (900 000 - 600 000). Суммарный баланс 2-й амортизационной группы на 1 января 2009 г. составил 300 000 руб.
N месяца | Месяц, год по календарю | Суммарный балансна начало месяца | Начислено амортизации | Суммарный баланс на конец месяца |
1 | Январь 2009 г. | 300 000 | 26 400 | 273 600 |
2 | Февраль 2009 г. | 273 600 | 24 077 | 249 523 |
3 | Март 2009 г. | 249 523 | 21 958 | 227 565 |
4 | Апрель 2009 г. | 227 565 | 20 026 | 207 539 |
5 | Май 2009 г. | 207 539 | 18 263 | 189 276 |
6 | Июнь 2009 г. | 189 276 | 16 656 | 172 620 |
7 | Июль 2009 г. | 172 620 | 15 191 | 157 429 |
8 | Август 2009 г. | 157 429 | 13 854 | 143 575 |
9 | Сентябрь 2009 г. | 143 575 | 12 635 | 130 940 |
10 | Октябрь 2009 г. | 130 940 | 11 523 | 119 417 |
11 | Ноябрь 2009 г. | 119 417 | 10 509 | 108 908 |
12 | Декабрь 2009 г. | 108 908 | 9 584 | 99 324 |
| Итого за 2009 г. |
| 200 676 |
|
Если бы амортизация по данным объектам продолжала исчисляться линейным методом, то каждый месяц в расходы бы попадала сумма 25 000 руб., а за год - 300 000 руб. То есть остаточная стоимость на 1 января 2010 г. составила бы 0 руб.
Из приведенной же таблицы следует, что месячная сумма амортизации, начисленная нелинейным методом, меньше, чем при линейном (кроме января), и с каждым месяцем она уменьшается. Годовая сумма амортизации составила 200 676 руб. То есть в данном случае (24 мес. / 36 мес. = 66,7% износа) применение нелинейного метода уже теряет свою привлекательность.
Обратите внимание: в абз. 2 п. 13 ст. 259.2 НК РФ говорится, что срок полезного использования объектов амортизируемого имущества, введенных в эксплуатацию до 1-го числа налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение нелинейного метода начисления амортизации, принимается с учетом срока эксплуатации соответствующих объектов до указанной даты.
Применительно к нашему последнему примеру это означает, что срок полезного использования объектов после 1 января 2009 г. будет приниматься с учетом срока эксплуатации до этой даты, то есть с учетом 24 месяцев. Как тут не вспомнить абз. 1 п. 13 ст. 259.2 НК РФ, предоставляющий право налогоплательщику по истечении срока полезного использования исключать данный объект из состава амортизационной группы, не меняя ее суммарного баланса и продолжая начислять амортизацию. Согласно указанной норме по истечении 12 месяцев (36 - 24) с момента перехода на нелинейный метод объекты могут быть списаны. Суммарный баланс группы при этом составит 99 324 руб.
То есть объект исключен из регистров налогового учета, а сумма будет постепенно списываться. И если никаких поступлений (?!) в данную группу не будет, амортизация по этой "безликой массе" будет начисляться еще несколько лет, пока остаточная стоимость не достигнет 20 000 руб. и группу можно будет ликвидировать (по расчетам это случится в июне 2011 г.).
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, прежде чем переходить на нелинейный метод, налогоплательщику надо самым тщательным образом взвесить все его плюсы и минусы. Возможно, кому-то он и позволил значительно сэкономить на налоге на прибыль в 2009 г. Однако метод подходит далеко не всем предприятиям. Прежде всего он противопоказан тем, у кого срок полезного использования большинства объектов перевалил за половину (износ составляет более 50%).
- 1. Изменения законодательства по государственным закупкам
- 1.1. Размещение заказа у единственного поставщика
- 1.2. Участие в госзаказе через представителя
- 1.3. Цена контракта
- 1.4. Требования к участникам размещения заказа
- 1.5. Размещение заказа у субъектов
- 1.6. Указание в документации на товарные знаки
- 1.7. Порядок подачи заявок на участие в конкурсе
- 1.8. Выполнение поисковой научно-исследовательской работы
- 1.9. Комиссии по размещению заказов
- 1.10. Открытый аукцион в электронной форме
- 1.11. Запрос котировок
- 2. Классификация операций
- 2.1. Общие положения бюджетной классификации рф
- 2.2. Группа 100 "Доходы"
- 2.2.1. Статья 110 "Налоговые доходы"
- 2.2.2. Статья 120 "Доходы от собственности"
- 2.2.3. Статья 130 "Доходы от оказания платных услуг"
- 2.2.4. Статья 140 "Суммы принудительного изъятия"
- 2.2.5. Статья 150 "Безвозмездные поступления от бюджетов"
- 2.2.6. Статья 160 "Взносы на социальные нужды"
- 2.2.7. Статья 170 "Доходы от операций с активами"
- 2.2.8. Статья 180 "Прочие доходы"
- 2.3. Группа 200 "Расходы"
- 2.3.1. Статья 210 "Оплата труда и начисления
- 2.3.2. Статья 220 "Оплата работ, услуг"
- 2.3.3. Статья 230 "Обслуживание государственного
- 2.3.4. Статья 240 "Безвозмездные перечисления организациям"
- 2.3.5. Статья 250 "Безвозмездные перечисления бюджетам"
- 2.3.6. Статья 260 "Социальное обеспечение"
- 2.3.7. Статья 290 "Прочие расходы"
- 2.4. Группа 300 "Поступление нефинансовых активов"
- 2.4.1. Статья 310 "Увеличение стоимости основных средств"
- 2.4.2. Статья 320 "Увеличение стоимости
- 2.4.3. Статья 330 "Увеличение стоимости
- 2.4.4. Статья 340 "Увеличение стоимости
- 2.5. Группа 500 "Поступление финансовых активов"
- 2.6. Группа 600 "Выбытие финансовых активов"
- 2.7. Группа 700 "Увеличение обязательств"
- 2.8. Группа 800 "Уменьшение обязательств"
- 3. Составление годовой бюджетной отчетности
- 3.1. Общие требования к составлению отчетности
- 3.2. Представление бюджетной отчетности
- 3.2.1. Заполнение отдельных отчетных форм
- 3.2.2. Согласование показателей отчетных форм
- 4. Сметы доходов и расходов
- 4.1. Бюджетная смета
- 4.2. Внебюджетная смета
- 4.2.1. Общие положения о составлении внебюджетной сметы
- 4.2.2. Представление внебюджетной сметы в офк
- 4.3. Смета по средствам, поступающим в доход бюджета
- 4.4. Составление смет в учреждениях
- 4.5. Составление внебюджетной сметы в учреждениях культуры
- 5. Основные изменения в бюджетном учете
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Нефинансовые активы
- Вопрос 2: исходя из какой стоимости (балансовой или остаточной) следует определять годовую сумму амортизационных отчислений?
- 5.3. Финансовые активы
- 5.4. Обязательства
- 5.5. Санкционирование расходов бюджетов
- 5.6. Централизованные поставки
- 5.7. Забалансовый учет
- 5.8. Общие положения по переносу остатков
- 6. Централизованное снабжение материальными ценностями
- 6.1. Отражение операций
- 6.2. Отражение операций в учете грузополучателя
- 6.3. Отражение операций по отправке возвратной тары
- 6.4. Особенности учета материальных ценностей
- 6.5. Особенности централизованного снабжения
- 7. Санкционирование расходов бюджетов
- 7.1. Порядок доведения бюджетных ассигнований
- 7.1.1. Правила доведения (изменения) бюджетных данных
- 7.1.2. Требования к бюджетным данным
- 7.1.3. Детализация бюджетных данных
- 7.1.4. Детализация бюджетных данных
- 7.1.5. Контроль со стороны Федерального казначейства
- 7.1.6. Временные бюджетные данные
- 7.1.7. Отзыв бюджетных данных
- 7.1.8. Дополнительное бюджетное финансирование
- 7.1.9. Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств
- 7.2. Порядок учета бюджетных обязательств
- 7.2.1. Учет бюджетных обязательств
- 7.2.2. Порядок учета бюджетных обязательств
- 7.2.3. Представление информации о бюджетных обязательствах
- 7.3. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств
- 7.4. Бюджетный учет санкционирования расходов
- 7.4.1. Учет лимитов бюджетных обязательств
- 7.4.2. Бюджетные ассигнования
- 7.4.3. Корреспонденция счетов по доведению, детализации
- 7.4.4. Принятые обязательства
- 7.4.5. Перенос остатков по счетам санкционирования расходов
- 7.5. Санкционирование расходов за счет средств
- 7.5.1. Сметные назначения по приносящей доход деятельности
- 7.5.2. Принятие обязательств
- 8. Администрирование поступлений в бюджет
- 8.1. Порядок администрирования доходов бюджета
- 8.2. Бюджетный учет операций по администрированию доходов
- 9. Основные средства
- 9.1. Объекты учета
- 9.2. Поступление основных средств
- 9.3. Списание (выбытие) основных средств
- 9.4. Амортизация основных средств
- 9.5. Переход на новые положения
- 9.5.1. Основные средства стоимостью от 1000 до 3000 рублей
- 9.5.2. Основные средства стоимостью
- 9.5.3. Операции по списанию основных средств
- 9.5.4. Перевод остатков в части амортизации,
- 9.6. Библиотечный фонд
- 9.6.1. Переходные положения по начислению амортизации
- 9.6.2. Срок полезного пользования объектами
- 9.7. Периодическая литература
- 9.8. Излишки основных средств
- 9.9. Учет музыкальных инструментов
- 9.10. Учет сценическо-постановочных средств
- 9.11. Учет спортивного инвентаря
- 9.11.1. Приобретение спортивного инвентаря
- 9.11.2. Получение спортивного инвентаря
- 9.12. Учет специальных (военных) средств
- 9.13. Учет наградного оружия
- 10. Нематериальные активы
- 10.1. Объекты учета
- 10.2. Исключительное право на результат
- 10.2.1. Договор об отчуждении исключительного права
- 10.2.2. Лицензионный договор
- 10.3. Создание нематериального актива собственными силами
- 10.4. Принятие к учету нематериального актива,
- 10.5. Амортизация нематериальных активов
- 10.6. Переход на новые положения по амортизации
- 10.6.1. Нематериальные активы стоимостью
- 10.6.2. Нематериальные активы стоимостью
- 11. Непроизведенные активы
- 11.1. Поступление непроизведенных активов
- 11.2. Выбытие непроизведенных активов
- 11.3. Непроизведенные активы имущества казны
- 12. Материальные запасы
- 12.1. Виды материальных запасов
- 12.2. Учет спецоборудования для выполнения ниокр
- 12.2.1. Спецоборудование для выполнения ниокр
- 12.2.2. Спецоборудование для выполнения ниокр
- 12.3. Учет спортивной экипировки
- 13. Учет имущества казны
- 13.1. Состав имущества казны
- 13.2. Порядок амортизации имущества казны
- 13.3. Перенос остатков
- 13.4. Поступление и выбытие имущества казны
- 13.5. Существует ли особый порядок проведения
- 13.6. Признается ли объектом обложения налогом
- 13.7. Сдача имущества казны в аренду
- 13.8. Дивиденды по акциям, находящимся в собственности
- 13.9. Ндс с реализации имущества казны
- 13.10. Земельный налог и имущество казны
- 14. Лицевые счета бюджетных учреждений
- 14.1. Виды новых лицевых счетов
- 14.2. Порядок открытия лицевого счета
- 14.3. Порядок ведения лицевых счетов
- 14.3.1. Лицевой счет главного распорядителя
- 14.3.2. Лицевой счет получателя бюджетных средств
- 15. Денежные средства учреждения
- 15.1. Общие положения
- 15.2. Обеспечение наличными деньгами бюджетных учреждений
- 15.2.1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов
- 15.2.2. Получение наличных денежных средств
- 15.2.3. Внесение наличных денежных средств на лицевой счет
- 15.2.4. Обеспечение наличными деньгами
- 15.3. Применение ккт при осуществлении
- 15.4. Правомерность применения Квитанции (ф. 0504510)
- 15.5. Учет денежных документов
- 15.6. Основные нарушения порядка ведения кассовых операций
- 16. Финансовые вложения
- 16.1. Депозиты и иные финансовые активы
- 16.2. Акции и иные формы участия в капитале
- 16.3. Облигации, векселя
- 16.4. Вложения в финансовые активы
- 16.5. Передача права пользования рид по лицензионному
- 17. Учет активов и обязательств за балансом
- 17.1. Общие положения забалансового учета
- 17.2. Счет 01 "Основные средства в пользовании"
- 17.3. Счет 02 "Материальные ценности,
- 17.4. Счет 03 "Бланки строгой отчетности"
- 17.4.1. Общие положения об учете бсо
- 17.4.2. Новые формы театральных и кинобилетов
- 17.5. Счет 04 "Списанная задолженность
- 17.6. Счет 05 "Материальные ценности, оплаченные
- 17.7. Счет 06 "Задолженность учащихся и студентов
- 17.8. Счет 07 "Переходящие награды, призы,
- 17.9. Счет 08 "Путевки неоплаченные"
- 17.10. Счет 09 "Запасные части к транспортным средствам,
- 17.11. Счет 10 "Обеспечение исполнения обязательств"
- 17.12. Счет 11 "Государственные и муниципальные гарантии"
- 17.13. Счет 12 "Спецоборудование для выполнения
- 17.14. Счет 13 "Экспериментальные устройства"
- 17.15. Счет 14 "Расчетные документы, ожидающие исполнения"
- 17.16. Счет 15 "Расчетные документы, не оплаченные
- 17.17. Счет 16 "Переплаты пенсий и пособий вследствие
- 17.18. Счет 17 "Поступления денежных средств
- 17.19. Счет 18 "Выбытия денежных средств
- 17.20. Счет 19 "Невыясненные поступления
- 17.21. Счет 20 "Списанная задолженность,
- 17.22. Счет 22 "Материальные ценности, полученные
- 17.23. Счет 23 "Периодические издания для пользования"
- 18. Оплата труда и социальное страхование
- 18.1. Новые системы оплаты труда
- 18.2. Новые системы оплаты труда
- 18.3. Новые системы оплаты труда в учреждениях культуры
- 18.4. Новые системы оплаты труда в учреждениях спорта
- 18.5. Оплата труда сотрудников милиции
- 18.6. Порядок отражения операций по начислению
- 18.7. Пособия по государственному социальному страхованию
- 18.7.1. Пособие по временной нетрудоспособности,
- 18.7.2. Пособие в связи с трудовым
- 18.7.3. Государственные пособия гражданам, имеющим детей
- 18.7.4. Социальное пособие на погребение
- 18.7.5. Учет пособий, выплачиваемых за счет средств фсс
- 19. Приносящая доход деятельность бюджетных учреждений
- 19.1. Законодательство о приносящей доход
- 19.2. Порядок осуществления операций
- 19.2.1. Порядок оформления Генеральных разрешений
- 19.2.2. Порядок оформления Разрешений
- 19.3. Платежи в рамках приносящей доход деятельности
- 19.4. Отражение операций по приносящей доход
- 19.5. Распределение расходов между бюджетной и приносящей
- 20. Сдача государственного и муниципального
- 20.1. Заключение договора аренды недвижимого имущества
- 20.2. Экспертная оценка последствий
- 20.3. Стартовый размер арендной платы
- 20.4. Налог на прибыль с доходов
- 20.5. Отражение операций по сдаче имущества
- 20.6. Учет коммунальных платежей
- 21. Учет грантов
- 21.1. Заключение договоров с победителями конкурса
- 21.2. Налог на прибыль
- 21.3. Бухгалтерский учет грантов
- 22. Реорганизация бюджетного учреждения
- 22.1. Общие положения
- 22.2. Трудовые отношения с работниками
- 22.3. Уплата налогов при реорганизации учреждения
- 22.4. Заключительная отчетность
- 23. Создание бюджетными учреждениями коммерческих обществ
- 23.1. Уведомительный и разрешительный порядок
- 23.2. Основной вид деятельности дочерних обществ
- 23.3. Соучредители внедренческого общества
- 23.4. Льготы для внедренческих обществ
- 23.5. Рекомендации по применению
- 23.6. Вопросы, которые необходимо решить...
- 24. Основные изменения в главе 21 нк рф
- 24.1. Налог на добавленную стоимость с авансов
- 24.2. Ввоз технологического оборудования
- 24.3. Выполнение смр для собственного потребления
- 24.4. Расчеты неденежными средствами
- 24.5. Реализация государственного
- 24.6. Принятие решения по итогам камеральной проверки
- 24.7. Электронные счета-фактуры
- 25. Основные изменения в главе 25 нк рф
- 25.1. Порядок начисления амортизации
- 25.1.1. Линейный метод
- 25.1.2. Нелинейный метод
- 25.1.3. Плюсы и минусы "нового" нелинейного метода
- 25.1.4. С линейного метода на нелинейный и обратно
- 25.2. Амортизационная премия
- 25.3. Неотделимые улучшения объектов ос,
- 25.4. Повышающие и понижающие коэффициенты
- 25.5. Расходы на обучение
- 25.6. Суточные и полевое довольствие
- 25.7. Расходы на ниокр с коэффициентом 1,5
- 25.8. Программы для эвм стоимостью
- 25.9. Расходы на дмс
- 25.10. Компенсация затрат работников на жилье
- 25.11. Основные изменения в главе 25 нк рф с 2010 года
- 26. Единый социальный налог - 2009
- 26.1. Единый социальный налог в 2009 году
- 26.2. Страховые взносы с 2010 года
- 26.2.1. Новые законы и изменения
- 26.2.2. Что ждет спецрежимников в 2010 году?
- 26.2.3. Новшества Федерального закона n 212-фз
- 27. Основные изменения в гл. 23 нк рф
- 27.1. Доходы, не подлежащие налогообложению
- 27.2. Стандартные налоговые вычеты
- 27.3. Социальные налоговые вычеты
- 27.4. Имущественные налоговые вычеты
- 28. Налог на имущество организаций
- 28.1. Общие положения
- 28.2. Определение налоговой базы
- 28.3. Расчет налога на имущество
- 29. Система налогообложения в виде единого налога
- 29.1. Ветеринарные услуги
- 29.2. Деятельность аптек
- 29.3. Деятельность по предоставлению спортинвентаря,
- 29.4. О представлении налоговой декларации
- 30. Ревизии и проверки в 2009 году
- 30.1. Ведомственный контроль
- 30.2. Осуществление налогового контроля
- 30.3. Проведение контрольных мероприятий пожарной