logo
Бюджетный учет / Годовой отчет для бюджетных организаций - 2009 (под общ_ р

9.12. Учет специальных (военных) средств

Согласно ст. 2 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон "Об оружии") оружие подразделяется на:

- гражданское;

- служебное;

- боевое ручное стрелковое и холодное.

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами РФ в целях самообороны, для занятий спортом и охоты (ст. 3 Закона "Об оружии").

К служебному относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (ст. 4 Закона "Об оружии"). Служебное оружие предназначено для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено его ношение, хранение и применение в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства РФ на вооружение Минобороны, МВД, Минюста, ФСБ, СВР, ФСО, Службы специальных объектов при Президенте РФ, ГТК, Генпрокуратуры, ФСЖВ, войск гражданской обороны, ГФС при Правительстве РФ (далее - государственные военизированные организации), а также изготавливаемое для поставок в другие государства в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 5 Закона "Об оружии").

Боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.

Патрон - устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение (ст. 1 Закона "Об оружии").

Порядок учета и хранения боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях" (далее - Постановление Правительства РФ N 1314). Согласно п. 15 данного Постановления государственные военизированные организации обязаны осуществлять учет оружия, который заключается в ведении документов установленного образца. Перечень этих документов, их форма и порядок ведения определяются нормативными правовыми актами соответствующих государственных военизированных организаций (например, Приказ МВД России от 12.01.2009 N 13 "Об организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации").

С 1 января 2009 г. бюджетный учет оружия и боеприпасов должен вестись в соответствии с Инструкцией N 148н. На каких счетах учитывать оружие? Согласно п. 20 Инструкции N 148н группировка основных средств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета осуществляется в соответствии с разделами классификации, установленной ОКОФ. Исходя из положений п. "б" введения к ОКОФ, оружие относится к основным фондам. Военные основные средства подлежат бюджетному учету по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства". В случае если виды военной техники и средств вооружения не указаны в ОКОФ, главный распорядитель учреждения должен разработать список технических средств вооружения и военной техники, которые будут относиться к основным средствам. При этом в учетной политике учреждения должно быть приложение с указанием на определенные виды специфического технического оснащения, которые будут проводиться в бухгалтерском учете по счету основных средств.

Поступление оружия и боеприпасов в силовых структурах осуществляется, как правило, централизованно, главный распорядитель силового ведомства заключает государственные контракты на поставки вооружения с заводами-поставщиками, которые определяются посредством проведенных торгов в соответствии с Законом о государственных закупках.

Следует ли начислять на оружие амортизацию? В Инструкции N 148н не содержатся отдельные положения об особенностях его амортизации, поэтому, исходя из того что военные основные средства подлежат учету на общих основаниях, оружие подлежит амортизации в порядке, установленном в п. п. 39 - 43 Инструкции N 148н.

Отнесение основных средств к определенной амортизационной группе производится согласно Классификации основных средств по амортизационным группам. В этом документе указана только военная техника двойного применения, включая оружие, используемое в охранной деятельности, которая относится к 5-й амортизационной группе (код 14 2927000), то есть к имуществу со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Как быть с иными основными средствами, которые относятся к оружию, но их код не указан в данной Классификации? Прежде всего следует заметить, что срок полезного использования в целях начисления амортизации для таких основных средств можно определить в соответствии с порядком, указанным в п. 15 Инструкции N 148н. Кроме того, ОКОФ содержит код 19 0009000 "Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках".

Утрата (хищение) оружия. Согласно п. 20 Постановления Правительства РФ N 1314 обо всех случаях хищения, утраты, порчи или выхода из строя оружия военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций обязаны доложить своим непосредственным (прямым) начальникам, которые, в свою очередь, информируют органы внутренних дел, а в необходимых случаях - территориальные органы ФСБ и органы прокуратуры об обстоятельствах хищения или утраты оружия с указанием модели, калибра, серии, номера, года выпуска каждой единицы, организуют дознание или расследование и принимают меры по розыску похищенного или утраченного оружия.

Похищенное или утраченное оружие списывается с учета государственных военизированных организаций в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций, после получения справки Главного информационного центра МВД России или ОВД субъекта РФ о постановке его на учет как похищенного или утраченного (п. 21 Постановления Правительства РФ N 1314).

Задолженность по недостаче начисляется проводкой: Дебет 0 209 01 560 Кредит 0 401 01 172.

Если виновные лица установлены, то объект списывается с баланса проводкой: Дебет 0 104 00 410, 0 401 01 172 Кредит 0 101 00 410, в случае неустановления виновных лиц: Дебет 0 401 01 172 Кредит 0 209 01 660.

Списание с учета оружия. Оружие, снятое с вооружения (снабжения), а также пришедшее в негодность, подлежит списанию с оформлением соответствующего акта. Акт о списании оружия составляется комиссией, состав которой определяется согласно нормативным правовым актам государственных военизированных организаций (п. 27 Постановления Правительства РФ N 1314).

Списанное оружие подлежит утилизации и уничтожению в соответствии с нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций (п. 28 Постановления Правительства РФ N 1314).