logo
Бюджетный учет / Годовой отчет для бюджетных организаций - 2009 (под общ_ р

24.2. Ввоз технологического оборудования

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона N 224-ФЗ законодатель несколько скорректировал п. 7 ст. 150 НК РФ. В новой редакции он выглядит следующим образом: не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость ввоз технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Правда, п. 3 ст. 9 Федерального закона N 224-ФЗ установлено, что данная норма применяется с 1 января 2009 г., но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, следующего за налоговым периодом, в котором вступило в силу постановление Правительства РФ об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ.

Во исполнение возложенных законом обязательств Правительство РФ утвердило необходимый Перечень Постановлением от 30.04.2009 N 372 (обратите внимание на дату). Это Постановление было опубликовано лишь 12.05.2009 и согласно п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 вступило в силу по истечении семи дней после обозначенной даты - то есть 20.05.2009. Поскольку налоговый период по НДС - квартал (ст. 163 НК РФ), то п. 7 ст. 150 НК РФ в последней редакции вступил в силу со второго полугодия 2009 г. Аналогичной позиции придерживается Федеральная таможенная служба (Письмо от 30.06.2009 N 01-11/29792).

Таким образом, технологическое оборудование (в том числе запасные части к нему), аналоги которого не производятся на территории РФ, ввезенное на территорию РФ в первом полугодии, подлежит обложению НДС в ранее действовавшем порядке (Письмо Минфина России от 26.01.2009 N 03-07-03/21).

В первом полугодии 2009 г. не подлежало налогообложению технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

В Письме от 30.06.2009 N 01-11/29792 таможенная служба дала некоторые пояснения относительно нового порядка применения п. 7 ст. 150 НК РФ. Так, в Письме отмечено, что теперь ограничения по пользованию и распоряжению в отношении технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему) не установлены. А при помещении под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления такие товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, если данные товары не подлежат условному выпуску по другим основаниям, установленным Таможенным кодексом. Напомним, что ранее было иначе - такие товары считались условно выпущенными, то есть если они не использовались по своему назначению, то все таможенные платежи необходимо было уплатить в полном объеме (Постановление ФАС УО от 13.11.2008 N Ф09-8317/08-С2).

При принятии решения об освобождении от уплаты НДС таможенники будут руководствоваться исключительно закрепленными в перечне кодами ТН ВЭД РФ. По их мнению, наименование оборудования приведено в нем только для удобства пользования.

В связи с применением п. 7 ст. 150 НК РФ интерес представляет Постановление Президиума ВАС РФ от 03.03.2009 N 13436/08. В данном судебном акте была рассмотрена ситуация, в которой организация ввезла технологическое оборудование. Эта операция полностью соответствовала льготе, предусмотренной п. 7 ст. 150 НК РФ, но по каким-то причинам необходимые документы на льготу таможенным органам не были представлены. Налогоплательщик уплатил НДС в общем порядке - в составе таможенных платежей, далее он заявил в налоговую инспекцию о праве на вычет налога, но в этом ему было отказано.

Позиция контролеров базировалась на том, что предприятие имеет право на льготу по уплате таможенного НДС, то есть платить его было не нужно, а раз так, то налог считается излишне уплаченным и подлежит возврату в порядке, установленном ст. 355 ТК РФ. К тому же, по мнению чиновников, нормы гл. 21 НК РФ не предусматривают права на вычет НДС, излишне уплаченного в составе таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Пройдя все инстанции, дело дошло до Президиума ВАС РФ, который указал: при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и фактической уплате таможенному органу НДС для применения налогового вычета следует руководствоваться абз. 2 и 3 п. 1 ст. 172 НК РФ, предусматривающими вычет НДС, уплаченного на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Поскольку оборудование, ввезенное обществом по грузовым таможенным декларациям в качестве вклада в уставный капитал, относится к основным средствам и оприходовано обществом, НДС, уплаченный при таможенном оформлении спорного оборудования, правомерно предъявлен к вычету в том налоговом периоде, когда налог был уплачен, а оборудование оприходовано и принято к бухгалтерскому учету.