logo search
Бюджетный учет / Годовой отчет для бюджетных организаций - 2009 (под общ_ р

29.1. Ветеринарные услуги

Возможность применения спецрежима в виде ЕНВД в отношении деятельности в сфере оказания ветеринарных услуг предусмотрена в пп. 2 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Следует оговориться, что основное отличие спецрежима в виде ЕНВД от иных режимов налогообложения заключается в том, что при соблюдении условий, прописанных в ст. 346.26 НК РФ, его применение носит обязательный характер, и желание налогоплательщика в этом плане во внимание не принимается. Основным критерием перевода налогоплательщика на уплату ЕНВД определен вид предпринимательской деятельности, подпадающий под налогообложение на соответствующей территории (Письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-03-05/129).

Данное правило относится ко всем хозяйствующим субъектам, каких-либо исключений для бюджетных учреждений, которые оказывают ветеринарные услуги, гл. 26.3 НК РФ не содержит.

Аналогичной точки зрения по этому поводу придерживаются и контролирующие органы. В Письме Минфина России от 13.02.2008 N 03-11-04/3/62 указано, что предпринимательская деятельность учреждения (равно как и деятельность учреждения, приносящая доходы) по оказанию населению ветеринарных услуг подлежит переводу на уплату ЕНВД в общем порядке.

В Письме от 09.06.2008 N 03-11-02/64 Минфин также отметил, что никаких препятствий для применения спецрежима в виде ЕНВД бюджетными учреждениями в налоговом законодательстве не установлено.

Определим, что следует понимать под ветеринарными услугами в целях применения гл. 26.3 НК РФ.

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ таковыми являются услуги, оплачиваемые физическими лицами и организациями по перечню услуг, предусмотренному нормативными правовыми актами РФ, а также ОКУН (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163).

Начнем с последнего документа. Так, в ОКУН в группе "Ветеринарные услуги" (код 083000) поименованы следующие виды услуг:

- лечение домашних животных в ветеринарных лечебницах и на дому;

- клинический осмотр домашних животных и выдача ветеринарных сертификатов;

- диагностические исследования домашних животных;

- вакцинация домашних животных;

- дегельминтизация домашних животных;

- лечение домашних животных на дому;

- лечение домашних животных в стационаре;

- проведение хирургических операций у домашних животных;

- выезд скорой ветеринарной помощи на дом;

- выезд ветеринара на дом.

В Письме Минфина России от 08.05.2008 N 03-11-04/3/234 отмечено, что определение кода вида деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД, в том числе в целях заполнения налоговой декларации, возлагается на налогоплательщика. Тут же чиновники указывают, что при возникновении вопросов по применению классификаторов хозяйствующим субъектам необходимо обращаться в Ростехрегулирование.

Следует отметить, что поименованные в ОКУН ветеринарные услуги практически один в один продублированы в ОКДП (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17) в соответствующей группе по коду 8520000.

Есть еще один документ, на который бюджетным учреждениям стоит обратить внимание, - Правила оказания платных ветеринарных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 898). Согласно п. 2 данного документа деятельность в сфере ветеринарных услуг включает в себя:

- клинические, лечебно-профилактические, ветеринарно-санитарные, терапевтические, хирургические, акушерско-гинекологические, противоэпизоотические мероприятия, иммунизацию (активную, пассивную), дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, дегельминтизацию;

- все виды лабораторных исследований, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения;

- исследования и другие ветеринарные мероприятия, связанные с продажей племенных животных, с участием их в выставках и соревнованиях;

- определение стельности и беременности всех видов животных, получение и трансплантацию эмбрионов и другие мероприятия, связанные с размножением животных, птиц, рыб, пчел и их транспортировкой;

- оформление и выдачу ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и др.);

- консультации (рекомендации, советы) по вопросам диагностики, лечения, профилактики болезней всех видов животных и технологии их содержания;

- кремацию, эвтаназию и другие ветеринарные услуги.

Подытожим сказанное определением ветеринарии. Согласно Закону РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" данное понятие охватывает область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных (абз. 1 ст. 1).

Обратите внимание: ветеринарные услуги подпадают под уплату ЕНВД только в том случае, когда оплачиваются именно физическими лицами или организациями. При финансировании данных услуг из бюджета действие гл. 26.3 НК РФ на них не распространяется. Подобная позиция прослеживается и в разъяснениях Минфина (Письмо от 28.08.2006 N 03-05-02-04/137): поскольку основная деятельность организации - государственного учреждения финансируется из бюджета, то она может перейти на спецрежим в виде ЕНВД только в отношении предпринимательской деятельности по оказанию платных ветеринарных услуг и на основании раздельного учета по видам деятельности.

Размер единого налога в отношении ветеринарных услуг напрямую зависит от количества работников (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). В соответствии со ст. 346.27 НК РФ данный показатель следует определять как среднесписочную (среднюю) за каждый календарный месяц налогового периода (квартала) численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Для этих целей Минфин в Письме от 06.03.2009 N 03-11-09/88 порекомендовал использовать Указания по заполнению статистической отчетности, утвержденные Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278.

Отметим, что порядок распределения численности работников при осуществлении одновременно нескольких видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается ЕНВД и в качестве физического показателя используется количество работников, Налоговым кодексом не определен.

Вместе с тем, по мнению Минфина, в данном случае при исчислении единого налога хозяйствующим субъектам следует учитывать физический показатель "количество работников" целиком, включая административно-управленческий персонал (Письма от 03.10.2008 N 03-11-04/3/451, от 04.04.2008 N 03-11-05/83, от 17.07.2007 N 03-11-04/3/273, от 28.11.2006 N 03-11-05/257). При этом согласно п. 11 ст. 346.29 НК РФ, разд. I Порядка заполнения налоговой декларации по ЕНВД, утвержденного Приказом Минфина России от 08.12.2008 N 137н, все количественные показатели декларации указываются в целых единицах. Значения показателей менее 0,5 единицы отбрасываются, а 0,5 единицы и более округляются до целой единицы.

Не стоит также забывать и о том, что при изменении величины физического показателя в течение налогового периода налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя (п. 9 ст. 346.29 НК РФ).

Что касается базовой доходности, применяемой при исчислении единого налога, то в данном случае ее размер согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ составляет 7500 руб. в месяц.