logo search
теория

28.Понятие об объектах бухгалтерского наблюдения, их группировка в зависимости от назначения, отражение в учете.

Предметом бухучета является хозяйственная деятельность организаций. Объектами бухучета – имущество организации, источники его формирования, обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности.

Классификация имущества по составу и функциональной роли: на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал). Внеоборотные активы:

- основные средства – это средства труда, используемые в производстве продукции более одного года, их стоимость переносится на продукцию постепенно, по мере износа;

- нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющей физической основы, но имеющие стоимостную оценку(программы, товарный знак);

- доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в имущество, предоставляемые организацией за плату во временное пользование;

- капитальные вложения – приобретение оборудования, строительство;

- финансовые вложения – это инвестиции организации.

Оборотные активы:

- материальные оборотные активы: сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция;

- денежные средства:

- средства в расчетах – дебиторская задолженность.

Классификация имущества по источникам образования: на две группы: собственный капитал и заемный капитал.

Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами. Он состоит из уставного и резервного капитала, фондов специального назначения, нераспределенной прибыли, целевого финансирования.

Заемный капитал – это обязательства организации: долгосрочные кредиты банков, краткосрочные ссуды, заемные средства (полученные от других организаций), обязательства по распределению: задолженность по зарплате, налогам, соцстраху.

Элементы (способы) отражения в учете: документация и инвентаризация, счета бухгалтерского учета и двойная запись, оценка и калькуляция, бухгалтерский баланс и отчетность.

Документация – способ первичной регистрации хозяйственных операций. Инвентаризация – уточнение учета и контроля за сохранностью имущества.

Счета бухучета – группировка имущества и хозяйственных операций по экономически однородным признакам.

Хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета с помощью двойной записи, которая показывает взаимную связь объектов учета под влиянием хозяйственных операций. Например, операция поступления денежных средств с расчетного счета в кассу: Д50 К51, т.е. денежные средства в кассе увеличились, а на расчетном счете уменьшились.

Оценка – имущество оценивается в денежном выражении.

Калькуляция – исчисление себестоимости производственной продукции.

Бухгалтерский баланс – это способ группировки и обобщенного отражения в денежной оценке имущества организации и источников его формирования на определенный момент.

Отчетность – система обобщающих экономических показателей за отчетный период.