45. Содержание и особенности бюджетного процесса
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета всех уровней. Он осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Например, в РФ с Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г-н другими законами, относящимися к бюджетному процессу.
Он охватывает 4 этапа: составление, рассмотрение и утверждение, исполнение, составление отчета об его исполнении и его утверждении. Его продолжительность составляет около трех лет. Из них в РФ составление, рассмотрение и утверждение - около 18-20 месяцев, исполнение (бюджетный год) - с 01.01 по 31.12(календарный год), утверждение и составление отчета об исполнении - 5 месяцев.
Задачи бюджетного процесса:
1) выявление всех резервов (материально-финансовых);
2) определение доходов бюджетов по отдельным налоговым и другим платежам;
3) установление расходов по конкретным целям;
4) согласование бюджета с программой финансовой стабилизации;
5) сокращение бюджетного дефицита;
6) бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов»
7) контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами физических лиц.
Принципы организации бюджетного процесса:
- единство (единая правовая база, единая бюджетная классификация и Т.Д.);
- самостоятельность (законодательной и исполнительной власти);
- сбалансированность (установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов). Она обеспечивает устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств.
Составление и исполнение бюджета - это функция органов исполнительной власти; рассмотрение, утверждение и контроль исполнения - функция Федерального Собрания (республиканских собраний, курултая, меджлисов). Составлению проектов бюджетов предшествует прогноз социально-экономического развития, составляется сводный баланс финансовых ресурсов, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета (примерно 3 месяца).
Далее составляется прогноз развития регионов, территориальными органами осуществляется детальная проработка и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр бюджета, рассчитываются и доходы (примерно 4 месяца). Готовится правительством проект бюджетного послания и представляется президенту, который направляет его в Федеральное Собрание, а потом в печать (2 месяца).
Бюджетное послание президента содержит:
1) основные показатели социально-экономического развития на текущий год;
2) основные направления бюджетной политики;
3) данные о государственных доходах;
4) проект консолидированного бюджета;
5) оценку исполнения бюджета прошлого периода.
Всего 6-7 разделов.
Рассмотрение и утверждение осуществляется на основе определенной технологии, отработанных порядков- работа комиссий и комитетов, доработка и уточнение, работа согласительных комиссий (Правительства, Совета Федерации и Госдумы), доклад президента на сессии. При этом установлены сроки по каждому процессу. Например, принятый Госдумой Закон о федеральном бюджете в течение 5 дней направляется в Совет Федерации Он считается одобренным Советом Федерации, если за бюджет проголосовали более 50% или если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Если Дума не согласна с решением Совета Федерации, то при повторном голосовании необходимы 2/3 проголосовавших за принятие бюджета из общего числа депутатов Госдумы. При утверждении решение принимается по двум показателям 1) верхнему пределу расходной части; 2) по дефициту бюджета.
Закон о федеральном бюджете после утверждения Собранием подписывается президентом. Он имеет право вето отдельных статей бюджета.
Исполнение начинается после утверждения бюджета законодательными органами. Этот этап имеет свою технологию осуществления. Здесь лишь отметим следующее: самое главное - обеспечение полного и своевременного поступления налогов.
Непосредственная работа осуществляется Минфином РФ и Госналоговой службой. При этом реализацию федерального бюджета и контроль расходования средств осуществляет вновь созданное федеральное Казначейство в составе Минфина РФ. Главное управление Казначейства и его территориальные органы обеспечивают: организацию и контроль за исполнением федерального бюджета РФ.
Совет Федерации и Госдума для контроля за исполнением федерального бюджета организуют Счетную палату.
Несколько слов о бюджетном процессе в других странах.
В зарубежных странах важнейшим в бюджетном процессе считается составление проекта бюджета. Оно начинается с подготовки Министерством финансов директивных указаний министерствам и ведомствам о представлении к определенному сроку расчета доходов и расходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможного финансирования. Далее эти расчетные расходы и доходы по министерствам после согласования с Министерством финансов отражаются в проекте бюджета.
После одобрения проекта бюджета высшим исполнительным органом (кабинетом министров) он поступает в законодательный орган. В этих странах применялись и применяются различные методы оценки доходов и расходов (программно-целевой метод, целевое управление финансов, бюджет на нулевой основе, конъюнктурно-нейтральный, рационализация выбора бюджетных решений). Работа по составлению проекта бюджета начинается в США за 18 месяцев до начала нового бюджетного года, во Франции - за 14, Японии - 7, ФРГ-6.
Исполнение бюджета в Англии и Японии осуществляется с 01.04 по 31,03, во Франции-с 01.01 до31.12.
- 1. Анализ технико-организационного уровня и других уровней производства.
- 2. Анализ состояния, движения и эффективности использования основных средств. Факторный анализ фондоотдачи.
- 3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов.
- 4. Анализ производительности труда и фонда заработной платы
- 5. Анализ затрат на производство и себестоимость продукции.
- 6. Анализ финансовых результатов, распределения и использования прибыли.
- 7. Анализ имущественного положения предприятия.
- 8.Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.
- 9.Анализ финансовой устойчивости предприятия.
- 10.Анализ деловой активности предприятия.
- 11.Анализ рентабельности продукции.
- 12.Определение неудовлетворительной структуры баланса предприятия. Оценка вероятности банкротства.
- 13.Критерии обязательного аудита.
- 15. Квалификационные требования, предъявляемые к аудитору.
- 16. Ответственность аудитора. Независимость аудитора.
- 19.Структура аудиторского заключения.
- 21. Понятие и виды аудиторских доказательств.
- 23. Понятие и виды аудиторских рисков.
- 24. Аудиторская выборка.
- 25. Планирование и документирование аудита
- 26. Основные принципы проверки операций с аффилированными лицами и Событий после отчетной даты
- 27.Учетная политика организации: назначение, ее основные элементы и их влияние на информацию, отражаемую в отчетности.
- 28.Понятие об объектах бухгалтерского наблюдения, их группировка в зависимости от назначения, отражение в учете.
- 29.Понятие о производственной себестоимости, расходах на продажу, себестоимости реализованной продукции, прочих расходах. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
- 30. Понятие о доходах и расходах, финансовом результате. Производственная себестоимость, расходы на продажу, прочие расходы. Отражение доходов и расходов в учете.
- 2. Правила построения отчета о прибылях и убытках
- 33. Бухгалтерский баланс (ф № 1): назначение, правила составления, влияние учетной политики на информацию, отражаемую в балансе.
- Принцип построения бух. Баланса.
- 35.Финансовая отчетность: общие положения (состав промежуточной и годовой отчетности, сроки представления). Пользователи бухгалтерской отчетности.
- 36.Отчет о движении денежных средств (ф № 4): назначение, правила составления и порядок расчета показателей.
- 37.Приложение к бухгалтерскому балансу (ф № 5): назначение, правила составления и порядок расчета показателей.
- 38.Пояснительная записка: цели составления, информация отражаемая в ней.
- 39.Стоимостная оценка объектов бухгалтерского наблюдения, ее назначение.
- 40.Стандарты финансового учета: их содержание и назначение.
- 41. Теории государственных финансов
- 42. Государственные внебюджетные фонды рф и их формирование.
- 43. Содержание и принципы бюджетного устройства
- 44. Осн-модели экон-ки и этапы разв-я эк.Теории.
- 45. Содержание и особенности бюджетного процесса
- 46. Регион-е бюджеты, особен-ти рег.Бюджетов за рубежом.
- 47. Сущность и звенья финансовой системы.
- 48. Проблемы разгранич-я налогов и дох-в.
- 49. Бюджетное устройство Российской Федерации
- 50. Понятие финансовых ресурсов и их источники.
- 51. Необходимость внебюджетных фондов и их содержание.
- 52. Сущность и функции государственного кредита.
- 53. Бюджетный дефицит.
- 54. Фонд финансовой поддержки регионов и система трансфертов.
- 55. Экономическое содержание доходов бюджета, их источники.
- 56. Взаимосвязь финансов с другими стоимостными категориями.
- 57. Сущность и функции финансов
- 58. Организация налоговых органов
- 59. Организация налогового контроля
- 60. Сущность налогов. Их функции
- 61. Классификация и виды налогов
- 62. Налоговая система, ее основные характеристики и классификация по характеристикам
- 63. Налоговая политика государства. Регулирование экономики через налоговую политику
- 64. Виды и сущность специальных налоговых режимов
- 65. Сущность и зн-е страхования и его функции
- 66. Классификация форм страхования
- 67. Основы теории расчета страхового тарифа и премий
- 68. Финансовые основы деятельности страховой организации.
- 69. Сущность перестрахования.
- 71. Управление государственным долгом
- 72. Госбюджет рф его доходы и расходы
- 73. Экономическая сущность расходов бюджета и их классификация
- 74. Бюджетное финансир-е, его принципы.
- 75.Понятие о субвенциях, виды, источники и порядок представления.
- 76. Источники финансирования бюджетных организаций
- 77. Денежные средства государственных, муниципальных и других организаций.
- 78.Мобилизация и использование финансовых ресурсов в учреждениях и организациях нерыночного сектора
- 79.Финансовые отношения в непроизводственной сфере
- 80. Система бюджетного финансирования учреждений организаций
- 81. Исходные данные для разработки сметы организаций.
- 82. Механизм финансового планирования бюджетных организаций.
- 83.Механизм финансовых отношений между учреждениями и организациями.
- 84. Сущность расходов бюджетных организаций и их структура.
- 85. Прибыли и убытки бюджетных организаций
- 86. Основные принципы организации управления финансами на предприятиях и в корпорациях современной России.
- 87. Организация финансового управления и взаимодействия служб предприятий.
- 88. Информационная база управления финансами предприятия.
- 89. Основные принципы организации управления финансами на предприятиях и в корпорациях современной России.
- 90. Организация финансового управления и взаимодействия служб предприятий.
- 91. Информационная база управления финансами предприятия.
- 92. Выручка от реализации продукции, порядок ее формирования и использования.
- 93. Финансовое прогнозирование и финансовая стратегия предприятия.
- 94. Сущность затрат и их классификация.
- 96. Системы и формы расчетов
- 97. Экономическая сущность оборотных средств, их состав.
- 98.Определение плановой потребности предприятий в оборотных средствах
- 99. Финансовые ресурсы предприятия, источники формирования.
- 100. Понятие и функции денег.
- 101.Теория кредита и рынок ссудных капиталов.
- 102.Современная кредитная система, ее основные элементы.
- 103.Понятие и элементы банковской системы.
- 104.Специализированные небанковские финансово-кредитные учреждения
- 105.Понятия рцб и его связь с др. Сегментами рынка.
- 106.Виды и классификация ценных бумаг
- 107.Методики оценки ц/б.
- 108.Сновные способы осуществления эмиссии ц/б.
- 109.Фондовая биржа: сущность, структура и основные операции.
- 110.Фм: сущность, базовые концепции, цели и задачи.
- 111.Финансирование деятельности компании. Классификация источников финансирования.
- 112.Две модели эффект фин.Рычага: сущность, направления использования, критерии принятия управленческих решений
- 2. Вторая концепция. Эффект фин.Рычага
- 113.Операционный рычаг, его сущность, порядок определения и использования в операционном анализе.
- 114..Фин. Планирование на предприятии: его задачи и используемые методы.
- 115. Понятие инвестиций, классификация и.
- 116. Функции инвестиций, как экономической категории, базовые принципы инвестирования
- 118.Принцип временной неравноценности денег в финансовом менеджменте.
- 119.Инструменты экономической оценки инвестиционных проектов
- 120. Источники финансирования инвестиций, достоинства и недостатки каждого вида источника:
- 1) Собственные средства:
- 2) Привлеченные средства:
- 3) Заемные средства:
- 121. Принципиальная схема дп инвестиций, сущность подхода фин.Менеджера к категории “дп”
- 122. Классификация методов оценки инвестиционных проектов, достоинства и ндостатки этих методов
- 123.Экономический смысл и логика критерия «чистая текущая стоимость» (npv).
- 124.Экономический смысл и логика критерия irr (внутренняя норма прибыли инвестиций). Принципиальное различие между критериями irr и mirr.
- 125. Взаимосвязи между критериями оценки инвестиционных решений. Выбор критерия в случае противоречия между ними.
- 126. Методы финансирования инвестиций.
- 127. Понятие инвестиционного проекта, классификация и принципы оценки инвестиционных проектов.
- 128.Цена источников капитала фирмы. Средневзвешенная стоимость капитала (wacc) фирмы.
- 6. Нераспределенная прибыль (для ао)
- 129. Модели оценки стоимости финансовых активов (cml, sml, сарм, арт).
- 130.Кредитная система и ее развитие в рыночных условиях хозяйствования.
- 131.Основные инструменты денежно-кредитного регулирования;
- 132.Понятие коммерческого банка и его организационное устройство.
- Орг. Стр-ра ком. Банка
- 133.Функции коммерческих банков.
- 134.Взаимоотношения коммерческого банка с Центральным банком России.
- 135.Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков.
- 136.Классификация и характеристика небанковских кредитных учреждений.
- 137.Классификация банковских операций и услуг.
- 138.Активные и пассивные банковские операции: сущность и основные принципы выполнения.
- 139.Экономическое содержание активных банковских операций и их классификация.
- 140.Кредитные операции коммерческого банка. Технология выполнения и основные принципы.
- 141.Основные формы обеспечения возвратности кредитных ресурсов.
- 142.Место, роль, сущность и способы оценки платежеспособности клиента - заемщика.
- Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности заемщика
- Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента
- Определение класса кредитоспособности клиента
- 143.Система безналичного платежного оборота.
- 144.Организация межбанковских расчетов.
- 145Формы безналичных расчетов: платежное поручение, платежное требование-поручение, аккредитив, чек.
- 146.Кассовые операции коммерческих банков и их назначение.
- 147.Факторинговые операции банков, организация и технология выполнения.
- 148.Лизинговые операции банков, организация и технология выполнения.
- 149.Агентские услуги банков.
- 150.Пассивные банковские операции: характеристика и организация выполнения депозитных операций. Расчет процентов по вкладам.
- 151.Собственные средства банка: структура, их формирование и использование.
- 152.Источники формирования доходов и прибыль банков.
- Формирование и использование прибыли коммерческого банка
- 153.Основные методологические подходы к ведению бухгалтерского учета банках. План счетов бухгалтерского учета, принципы его построения.
- 154.Организация учетно-операционной работы в банке. Документооборот. Внутрибанковский контроль.
- 155.Основные положения Учетной политики коммерческого банка.
- 156.Банковская отчетность. Ее виды и значение.
- 157.Конституционные основы банковского законодательства. Общие и специальные законы в механизме правого регулирования банковской деятельности
- 158.Особенности (основные отличия) финансового менеджмента в коммерческом банке от менеджмента других хозяйствующих субъектов экономики.
- 159.Влияние внешней среды на деятельность (финансовое состояние) банка.
- 160.Внутренняя среда банка, основные виды рисков, влияющие на банк, управление банком в рамках системы «риск – доходности»
- 161.Банковские операции на рынке ценных бумаг. Особенности выполнения.
- 162.Операции банков с векселями. Протест векселя.
- 163.Особенности управления банковским портфелем ценных бумаг.
- 164.Порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг кредитными организациями.
- 165.Международные валютно-кредитные организации.
- 1. Банк международных расчетов (бмр)
- 2. Международный валютный фонд (мвф)
- 3. Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк)
- 4. Региональные международные кредитно-финансовые институты
- 166.Операции коммерческих банков на валютных рынках.
- 1. Открытие и ведение валютных счетов клиентуры
- II. Неторговые операции коммерческого банка
- III. Установление корреспондентских отношении с иностранными банками
- V. Операции по международным расчетам, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг
- VI. Операции по привлечению и размещению банком валютных средств
- 167.Классификация банковских кредитов. Принципы и методы кредитования.
- Методы кредитования
- 168.Формы международных расчетов по экспортно-импортным операциям.
- 169.Основные направления анализа деятельности коммерческого банка.
- 170.Оценка ликвидности и платежеспособности коммерческого банка. Анализ показателей ликвидности.
- 171.Основы анализа при разработке концепции инвестиционной стратегии коммерческого банка (анализ внешней среды).
- 172.Анализ доходности ком. Банка.
- 173.Анализ стоимости и структуры привлеченных средств банка.
- 174.Рейтинговая оценка деятельности банка