logo
теория

11.Анализ рентабельности продукции.

Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность работы предприятия, результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. В практике эконом. анализа наиболее часто применяют три группы показателей рентабельности:

1) рентабельность продукции (продаж); 2) рентабельность предприятия; 3) рентабельность капитала (инвестиций).

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность продукции исчисляется для всей проданной продукции, произведенной товарной продукции или для отдельных изделий. Уровень рентабельности может быть определен как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к выручке от реализации (без налогов) или к себестоимости этой продукции. Сравнительный анализ подобных показателей позволяет оценивать эффективность производственной деятельности, выбрать наиболее выгодное направление деловой активности, рационально изменять структуру ассортимента, определять наиболее привлекательные объекты для инвестирования.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек или рентабельность затрат) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч)  к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

или  

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала (Rск) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала () или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д,Rск= Чистая прибыль/средняя стоимость капитала. Также рассчитывают:

Рентабельность активов (коэф-т экономической рентабельности)-показывающий, насколько эффективно предприятие использует активы. С точки зрения инвестиций, позволяет оценить возможную прибыль при осуществлении вложений. Он равен: Чистая прибыль от всех видов деятельности/ Активы.

Рентабельность внеоборот. активов=прибыль от продаж/ внеоб.активы.

Рентабельность инвестиций- показывает, какова прибыльность инвестиционной деятельности. Она равна: Чистая прибыль от инвестиционной деятельности /Сумма средств, инвестированных в объект