logo
теория

51. Необходимость внебюджетных фондов и их содержание.

Превращение экономики РФ из планово-распределительной в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование гос. системы финансирования. Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация фин. системы, и прежде всего ее центрального звена – общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды.

Деление гос. бюджета на систему бюджетов, в т.ч. и выделение в их составе и за рамками бюджетов специальных фондов со своими источниками и направлениями расходования, призвано было принципиально изменить подход всех субъектов соц.-эк-кой среды к фин. средствам.

Сложности фин-экон состояния приводят к частому перераспределению фин.ресурсов. Если оно осуществляется лишь пересмотром бюджетных доходов, то:

приводит к сокращению ряда расходов соц. характера.

необходимо учитывать и оперативность принятия решений о перераспределении фин. ресурсов.

использование бюджетных средств регламентируется законодат. органами (Федер.собранием и т.д.), и об оперативном перераспределении не м.б. речи.

бюджет как закон контролируется парламентом.

дефицит бюджета требует перегруппировки средств для покрытия определенных видов расходов.

многообразие форм собственности, сокращение собственности требуют применения новых методов перераспределения денеж.средств.

Все это приводит (наряду с другими факторами) к созданию других форм фин.ресурсов внебюдж. фондов. Она оперативно м.б. перераспределены и использованы, ведь внебюдж. фонды регламентируются лишь исполнит. органами, а законодат. органами не контролируются. Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования фин. ресурсов, предназнач для реализации конкрет.целей (соц, экон, технолог, экологич характера). Внебюджетные фонды создаются на уровне федер; региональ.властей и местных органов . Часть федер. внебюдж.фондов передается в распоряжение регион. властей, что достигается долей налогов, поступающих в федер, республик. внебюдж. фонды (например, Пенсионный фонд, фонд занятости). Внебюдж. фонды освобождаются от уплаты налогов, гос и таможенных пошлин. В зависимости от целевого назначения внебюдж. фонды подразделяются на экон, соц, эколог, научно-технич. Эти фонды могут:

- оказать влияние на воспроизводств.процесс путей субсидирования, кредитования предприятий;

- финансировать природоохранные мероприятия;

- финансировать соц.структуру;

- оказать помощь в выплате пособий, пенсий;

- предоставлять займы;

- вкладываться в ц.б;

- выступать участниками фин.рынка;

- использоваться для получения прибыли в форме дивидендов или процентов;

- выступать инвесторами.

Внебюд. фонды формируются за счет след. источников:

- специальных целевых налогов и сборов, установленных для соотв-го фонда;

- отчислений от прибыли п/пий, учржд-й и орг-ций;

- ср-в бюджета;

- прибыли от коммерч-й деят-ти, осуществляемой ф-дом как юр-ким лицом;

- займов, получ-ых фондом у Центрального банка РФ или коммерче­ских банков;

- иных, не запрещ-х законом, поступлений.

Внеб. фонды как субъект гос. фин. системы не являются однородными и не обладают ни всеобщими преимуществами, ни недостатками в сравнении с бюдж. формой существования. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в связи с определенными условиями, их предопределяющими, или отсутствием таковых.