logo
теория

5. Анализ затрат на производство и себестоимость продукции.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции. Источники информации: данные статистич.отчетности, плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции .

Объекты анализа с/c продукции: полная с/с продукции в целом и по элементам затрат, уровень затрат на рубль выпущенной продукции, с/с отдельных изделий, отдельные статьи затрат, центры ответственности. Из них наиболее важным является: сколько затрат приходится на 1 рубль товарной продукции, т.к. имеет место след.преимущество: 1.наглядно показывает прямую связь м/у себестоимостью и прибылью; 2. является универсальным, т.к может рассчитываться в любой отрасли производства.

Затраты на 1 руб.товарной продукции= полная производственная с/с делить на выручку, т.е.товарную продукцию.

Анализ с/с продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам. Общая сумма затрат на производство продукции может измениться из-за: объема производства продукции, структуры продукции, уровня переменных затрат на единицу продукции, суммы постоянных расходов. При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы, постоянные расходы остаются неизменными в краткосрочном периоде.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени: Зобщ = ∑(VВПi * bi) + А=∑(VВПобщ*Удi*bi)+А, где Зобщ- общая сумма затрат на производство продукции, VВП- объем производства продукции, b-уровень переменных расходов на единицу продукции, А – абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.

З Зависимость общей суммы затрат от объема производства

VВП (гориз.прямая – пост.затраты, наклон.кривая – перем.з-ты)

Себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией. В целях более объективной оценки деятельности предприятий и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции нужно умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и результаты сложить: ∆Зц = ∑(∆Цi * Рi1). Снижение затрат за счет снижения уровня ресурсоемкости продукции: ∆Зр = ∆Зобщ - ∆Зц.

В процессе анализа необходимо оценить также изменения в структуре по элементам затрат. Уменьшение доли зарплаты и увеличение доли амортизации свидетельствуют о повышении технического уровня предприятия, росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля комплектующих деталей, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации предприятия.

Основными источниками резервов снижения с/с промышленной продукции (Р↓С) являются: 1)увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р↑VВП) 2)сокращение затрат на ее производство (Р↓З) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электорэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, произ.брака. Величина резерва снижения себестоимости единицы продукции может быть определена по формуле: Р↓С = Cв – С1 = З1-РЗ+Зд - З1

VВП1+ Р↑VВП VВП1, где С1 и Св – фактический и возможный уровень с/c единицы продукции соответственно, З1 – фактические затраты на производство продукции, Р↓З – резерв сокращения затрат на производство продукции, Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов улучшения производства продукции, VВП1, Р↑VВП – соответственно фактический объем и резерв увеличения выпуска продукции.

Для факторного анализа полной с/с надо иметь данные о с/с всего товарного выпуска. Из отчетности м/б взяты только плановые и фактические данные по товарной продукции, что недостаточно для факторного анализа. Для него нужна доп.информация:

1.плановая с/с товарной продукции, пересчитанная на фактический объем; 2. плановая с/с товарной продукции, пересчитанная в зависимости от ассортимента, 3. фактическая с/с, рассчитанная в ценах планов на сырье и материалов.

При анализе с/с отдельных изделий прежде всего надо выяснить поведение переменных затрат в с/с единицы продукции. Линия затрат при распределении на постоянные и переменные представляет собой уравнение первой степени. Одним из простых и эффективных видов анализа является CVP- анализ (затрат, объема продаж и прибыли).