logo
теория

6. Анализ финансовых результатов, распределения и использования прибыли.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: - маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции)

- прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржин.прибыли и постоянными расходами отчетного периода)

- общий фин.результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) (фин.рез. от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от фин. и инвест.деятельности, внереализ. и чрезвыч. дох. и расх.)

- чистая прибыль (это та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и проч.обязател.отч-ий)

- капитализированная (нераспределенная)прибыль (это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов

- потребляемая прибыль (та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы).

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции (VВП), ее структуры (Удi), с/с (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi). П=∑[VВПобщ * Удi(Цi – Сi)].

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение с/c приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки. Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень. Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). Iрп = VРП1/VРПо. Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне с/с и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат: ∑(VРПi1 * Цiо) - ∑(VРПi1 * Сiо). Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне с/c продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат: ∑(VРПi1 * Цi1) - ∑(VРПi1 * Сiо).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов: объема продажи продукции, с/с и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

П = VРП * (Цi – Ci). Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц: ∆ПVРП = (VРП1 – VРПо) – (Цо – Со), ∆ПЦ=(Ц1-Цо) * VРП1, ∆ПС= - (С1-Со)* VРП1.

Общая схема распределения прибыли: Общая сумма брутто-прибыли отчетного периода → налоги и сборы (налог на прибыль, штрафы, пени, неустойки по платежам в бюджет). Общая сумма брутто-прибыли отчетного периода → чистая прибыль → капитализированная часть прибыли (прибыль на инвестирование производственного развития, прибыль на формирование резервного и других страховых фондов, прочие формы капитализации прибыли) и потребленная часть прибыли (дивиденды, прочие формы потребления прибыли).

Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Ее величина зависит от факторов изменения общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли, а именно доли налогов, экономических санкций и др. Чтобы определить изменение суммы чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение брутто-прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в сумме общей брутто-прибыли: ∆ЧП = ∆БПXi * УдЧПо. Прирост чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчитывается умножением прироста удельного веса i-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме брутто-прибыли на фактическую величину в отчетном периоде:∆ЧП=БП1*(-∆УдXi).

Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения: требуемого объема инвестиций для производственного развития, необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.

В процессе анализа необходимо изучить динамику и выполнение плана по использованию чистой прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными бюджета и прошлых лет, после чего выясняют причины отклонения от бюджета по каждому направлению использования прибыли. Дальнейший анализ должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась величина основных направлений использования прибыли. Основными факторами, определяющими размер капитализированной и потребляемой прибыли, могут быть: изменение суммы чистой прибыли (ЧП), изменение доли соответствующего направления использования чистой прибыли (Дотчi). Отчi = ЧП * Дотчi. Для расчета их влияния можно использовать способ абсолютных разниц: ∆Отчi = ∆Дотчi * ЧПо, ∆Отчi = Дотчi1 * ∆ЧП. Зная факторы изменения чистой прибыли, можно определить их влияние на размер потребленной и капитализированной прибыли. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора нужно умножить на фактическую долю соответствующего направления использования прибыли: ∆Отчi = ∆ЧПXi * Дотчi1.