logo
теория

60. Сущность налогов. Их функции

Согласно п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

На основании п.2 ст.8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В теории налогообложения используются и др.определения налога и сбора. Приведем основные из них.

Налоги – обязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые гоударством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законном порядке. Кроме того, налоги – основной источник доходов государства.

Налог – это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций.

Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов. Никакое го-во не м.существовать без взимания нал.платежей. Налоги и займы – 2 определяющих источника процветания любой страны.

Налоги используются всеми рыночными гос-ми как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, в США налоги формируют 90% бюджета, в Германии – 80%, в Японии – 75%. В России доля налогов в федеральном бюджете 2007г. предусмотрена на уровне 61,5%, в 2006 году 59%.

Кроме того, налоги опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействуют на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.

Таким образом, посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет 4 важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.

Фискальная функция – основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации гос.программ. Эти средства расходуются на соц.услуги, хоз.нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по гос.долгу.

Социальная функция – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Регулирующая функция – посредством нал.механизмов выполняет те или иные задачи нал.политики гос-ва. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют 3 составляющие: 1) стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и осовбождений, н-р, для сельскохоз.производителей, 2) дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д., 3) воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.

Контрольная функция – позволяет гос-ву отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет нал.платежей, сопоставлять их величину с потребностями в фин.ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования нал.системы и бюджетной политики.