logo
теория

157.Конституционные основы банковского законодательства. Общие и специальные законы в механизме правого регулирования банковской деятельности

Конституцион. основа Банк права это норма конституции РФ, кот. относится к БД, устанавливает для нее ограничения:

    1. нормы непосредственно относящиеся к банк деят-ти

    2. нормы, регулир права и свободу граждан в части установлен запретов

    3. нормы, устанавливающие компетенцию и уровни правового регулирования БДеят-ть

В стр-ре БЗ выделяют общие, спец законы и законы смежного действия:

Общие законы устанавливают:

  1. общие требования к организационно правовым формам предприним деят-ти

  2. общие правила о сделках, договорах, формах, условиях заключения

  3. общие нормы и основание ответственности в банк обороте

(Конституция, Гражданск кодекс, Налогов кодекс, др., Указы Президента, постановление правительства)

Спец законы- законы, кот непосредственно регулируют БД (З-н ЦБ РФ, З-н о банках и БД, Инструкции, положения, Указы ЦБ РФ)

Параллельно дествующ нормативн акты и законы смежного действия, могут быть самостоятельными.

Современная рос.банк.с/ма сложилась в рез-те преобразований, начавшихся в конце 80-х гг. Приоритетными направлениями преобразований в тот период яв-сь ликвидация гос.монополии банк.дела и сущ-ное сокращение объема гос.вмешат-ва в осущ-ние банк.деят-сти. В этих усл.перед з-вом встал вопрос: кто и каким образом в дальнейшем будет осущ-ть гос.рег-ние банк.с/мы РФ? Какие гос.органы будут наделены нормотверческими полномочиями в банк.сфере? указанные вопросы нашли свое разрешение в 2-х основополагающихся для банк.с/мы з-нах: з-не «о банках и банк.деят-сти» и з-не «о ЦБ РФ».

Банк.з-во – это отрасль рос.з-ва, представляющая с/му нормативных правовых актов, регул-щих банк.д-ть. Как установлено ст.2 ФЗ «о банках и банк.д-сти», правовое рег-ние банк.деят-ти осущ-ся Конституцией РФ, фед.з-нами и нормативными актами Банка России. Конституцией РФ зафиксирован принцип незав-сти Банка России. Кроме того, Конституция РФ относит фин-ое, валютное, кредитное рег-ние, ден.эмиссию к сфере исключительной компетенции РФ. Соотв-но, по вопросам банк.деят-сти не могут приниматься формативно-правовые акты субъетков РФ. Согласно конституции РФ, исключит-ой ден.ед-цей РФ яв-ся рубль. При этом ден.эмиссия осущ-ся исключительно ЦБ РФ. Введение эмиссии др.денег в РФ не допускается.

Фед.з-н «О ЦБ» регламентирует взаимоотн-ния с Президентом РФ, исходя из незав-сти банка не устанавливая правомочий главы гос-ва, позволяющих вмешиваться в его деят-сть. Вместе с тем, президент РФ располагает конституц-ными полномочиями представлять гос.думе кандидатуру для назначения на должность председателя Банка России и ставить перед этой палатой вопрос об освобождении его от должности. Указами президента РФ регул-ся разл.аспекты банк.деят-ти, н-р индексация ден. доходов и сбережения граждан, деят-ть ин.банков и совместных банков с участием ср-в Президента на тер-рии РФ, защита интересов вкладчиков банка, создание фед.фонда страх-ния банк.учреждений, вопросы усиления надзора ЦБ за деят-стью КБ. Для обеспечения необх.прав.рег-ния процедур реструктуризации и деят-сти Агентства по ректр-ции КО был принят фед.закон «о реструктуризации КО»,призванный создать правовую основу работы по ректр-ции КО, под ктр понимается комплекс мер, применяемых к КО и направленных на преодоление их фин.неуст-сти и восстановление их платежесп-сти, либо на осущ-ние процедур ликвидации Ков соотв.с з-вом РФ.