logo
теория

49. Бюджетное устройство Российской Федерации

Россия относится к федеральным государствам, и ее бюджетное устройство обладает всеми признаками, характерными для федеративного типа государства. В бюджетном устройстве важной проблемой является бюджетный федера­лизм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов, субъектов. Эти бюджетные права федеральных, региональных и местных органов вла­сти регулируются Конституцией, Федеративным договором, а также законами о самоуправлении.

Законодательство РФ определяет доходную часть территориальных бюдже­тов. Она состоит из закрепленных доходов, регулирующих доходов, дотаций, субвенций, кредитных ресурсов, субсидий.

Закрепленные доходы - это доходы, поступающие полностью в соответст­вующие бюджеты.

Регулирующие доходы - денежные средства, которые передаются из выше­стоящего звена бюджетной системы нижестоящему сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов (зачисляются исходя из размеров процентных отчис­лений).

Дотации - средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной осно­ве из вышестоящего бюджета для сбалансированности нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции - средства, передаваемые на той же основе из вышестоящего бюджета нижестоящим на финансирование строго целевых мероприятий.

Субсидии - средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом ниже­стоящему на условиях долевого финансирования целевых ресурсов.

Кредитные ресурсы передаются на возвратной основе с процентами.

Расходы бюджетов всех уровней разделяются на расходы, включаемые в бюджет развития и в бюджет текущих расходов.

Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. В этих целях органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета.

В бюджетном устройстве важным элементом является бюджетная класси­фикация

Бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ;

- классификацию расходов бюджетов РФ;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицитов бюд­жетов РФ;

- классификацию видов государственныхвнутренних долгов РФ, субъек­тов РФ, муниципальных образований;

- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государ­ственных внешних активов РФ;

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Классификация доходов и расходов бюджетов содержит 4 структурных подразделения: 1) раздел; 2) параграф; 3) глава; 4) статья.

В разделы доходов бюджетной классификации включаются также бюджет­ные ссуды, привлеченные кредиты для покрытия дефицита бюджета, ссуды у банков для целевых программ.

Разделы расходов классифицируются по отраслевому принципу.

Параграфы - это конкретные виды расходов.

Главы - это классификация расходов по министерствам, комитетам.

Статьи - это расходы по предметно-целевому назначению: фонд заработной платы и т.д.