logo
теория

46. Регион-е бюджеты, особен-ти рег.Бюджетов за рубежом.

В РФ регион-е органы власти получили большие права в соц-ом и эк-ом разв-ии территорий. Они осущ-ют: жилищное строит-во, соц-культурное строит-во; руков-во коммун-ым хоз-вом, народным образ-ем и здравоохр-ем; дорожное строит-во, благоустройство городов и сел. Ч/з регион-ые бюджеты общ-ные ф-ды потребл-я распр-ся м/у администр-террит-ыми ед-цами и соц-ми группами насел-я. Частично из этих б-тов финанс-ся и разв-е пр-ва (коммун. хоз-во, небольшие п/п-ия ряда отраслей про­м-ти).

Регион-ые б-ты вып-ют такие ф-ии:

- формир-ие ден-х рес-в;

- распр-ие этих рес-в м/у отраслями нар.хоз-ва;

- контроль за фин-хоз-ой деят-тью п/п-ий и орг-ций, подч-х мест-м орг-м власти.

Обществ-е ф-ы потребл-я в осн-м «сидят» в регион-м б-те. Так, на образ-е и подготовку кадров из регион-х бюджетов выдел-ся около 65% всех необх-х б-тных ср-в, на здравоохр-е - 80%, на жил-коммун-е хоз-ва - 100%. При формир-ии регион-х бюдж-в учит-ся принцип терри­т-го формир-я источ-в. В соотв-ии с этим принципом до­ходы террит-ых, регион-х, мест-х бюдж-в формир-ся за счет закрепл-х и регулир-х источ-в (дох-в). Закрепл-е (собств-е) доходы - это ср-ва, поступ-е в ре­гион-ый (местный) бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Они полностью принадлежат террит-ям. Их основу сост-ют:

1) регион-е (местные) налоги и сборы;

2) платежи из прибыли п/п-ий местного подчин-я.

Уд. вес закрепл-х дох-в сост-ет лишь 30-35%, в некот-х бюдж-х еще ниже. Закрепл-ые доходы в основном формир-ся за счет налога на прибыль п/п-ий, подчин-х регион-м органам. Их уд. вес растет, но уже прояв-ся тенд-ция их сокращ-я.

Причин много: п/п-ий мало; они нерентабельны; не соблюд-ся режим экономии; много непроизводительных потерь.

Регионы очень заинтересованы в закрепл-х доходах, но не могут функц-ть без регулир-х доходов. Они передаются террит-м б-том из б-тов вышестоящего ур-ня в порядке б-тного регу­л-я.

Регулир-е доходы включают всю сов-ть ден-х ср-в, к-ые перед-ся из вышестоящих б-тов в нижестоящие. По регулир-им дох-ам устанав-ся нормативы отчислений (%) в бюджеты регионов РФ или местные б-ты на очередной фин-ый год, а также на долговр-ой основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. Осн.цель передачи – регулир-е рас­х-в и дох-в регион-х б-тов. К ним относ-ся:

1) % отчисления от общегос-ых (федер-х) нало­гов (НДС, налог на прибыль, подоходный налог, отчисл-я от платежей за при­р-е ресурсы);

2) дотации; 3)субвенции; 4) другие.

К числу основных регулир-щих дох-в регион-х б-тов отн-ся:

1)НДС; 2) акцизы; 3) налог на прибыль.

Расходы, как правило, всегда больше доходов б-та, поэтому для сба­лансир-я террит-х б-тов исп-ся дотации, субвенции, субсидии и другие средства.

Дотация - это ср-ва, предостав-е б-ту другого ур-ня б-тной системы на безвозмезд-й и безвозвр-ой основах для покрытия теку­щих расх-в.

Субвенция - это ср-ва, предост-ые б-ту другого ур-ня б-тной системы или юрид лицу на безвозмезд-й и безвозвр-ой основах для осущ-я целевых расх-в.

Субсидия - это бюдж-е ср-ва, передав-е б-ту другого ур-ня, юрид-му или физ-му лицам на усл-х долевого финанс-я цел-х расх-в.

Удельный вес дотаций в доходах регион-х бюджетов в нек-х странах колеблется в пределах 20-40%.

Неналоговые доходы (аренда, штрафы, пошлины, добровольные взносы) составляют от 10 до 30 % общих доходов

В случае нецелевого исп-ия субв-ций и суб-дий и нарушения сроков их исп-ия сумма их может быть востребована органами власти, выдавшими эти ср-ва.

Регион-ые б-ты в других странах. В др.странах до­ходы регион-х б-тов форм-ся за счет: 1) местных налогов и сборов, 2) ср-в из вышестоящих бюджетов, 3) неналоговых доходов

Налоги яв-ся глав. источником регион-х бюдж-в. Все налоги м.разделить на местные и федер-е. Ставки местных налогов устан-ся регион-ми орг-ми власти. Уд.вес мест-х налогов в общих доходах составляет от 30 до 70%. Местные налоги подразд-ся на прямые и косвенные. Прямые налоги с имущ-ва, земельный, на автом-ли, на прибыль, на профессию, подоходный и др. Косв-е налоги - это налоги, взимаемые при покупке и продаже