logo
теория

42. Государственные внебюджетные фонды рф и их формирование.

Сложности фин—эк-го сост-я приводят к частому перераспред-ю фин-х ресурсов. Если это прояв-ся лишь в пере­смотре бюдж-х доходов, то, во-первых, приводит к сокращ-ю ряда расхо­дов соц-го хар-ра. Во-вторых, необх-мо учит-ть и оператив-тьпринятия реш-й о перераспред-ии фин-х реш-й. В-третьих, б-т контр-ся парламентом и исп-ие бюд­ж-х ср-в реглам-ся законодат-ми органами (Федеральным Собранием и т.д.), поэтому об оперативном перераспред-ии средств не мо­жет быть речи. В-четвертых, дефицит б-та требует перегруппировки ср-в для по­крытия опр-ых видов расходов. В-пятых, многообразие форм собств-ти, сокращ-е госсобственно­сти требуют применения новых методов перераспред-я ден-х ср-в.

Все это приводит к созд-ю др. форм фин-х ресурсов - внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, предназначенных для реализации конкретных целей (со­циального, экономического, технологического, экологического характера) .

Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в нашей стране в начале переходного периода к рынку на базе закона «Об основах бюдж-го устр-­ва и бюдж-го процесса».

Реш-е об образ-ии гос-ых внебюдж-ых фондов прини­мают Федер-ое Собрание РФ, а также представит-ые органы субъектов Федерации и местного самоупр-ия. Подавляющее число внебюджетных фондов нах-ся в собств-ти гос-ва и муниц-ых образований, но являются автономными. Они имеют строго целевое назнач-е и создаются под конкретные программы, имеющие общегос-ое, регион-ое или местное

Внебюдж-ые фонды формир-ся за счет след-х источников:

- спец-х целевых налогов и сборов, установ-х для соотв-го фонда;

- отчислений от прибыли п/п-ий, учр-ий и орг-ий;

- ср-в б-та;

- прибыли от коммерч-ой дея-ти, осущ-ой фондом как юрид-им лицом;

- займов, получ-х фондом у ЦБ РФ или коммерч-х банков;

- иных, не запрещ-х з-ном, поступлений. Внебюдж-ые фонды освобождаются от уплаты налогов, гос-ых и таможенных пошлин. Внебюджетные фонды находятся всобственности государства, но являют­ся автономными.

Перед ними стоят две группы задач: 1) обеспечение дополнительными ре­сурсами приоритетных направлений народного хозяйства; 2) оказание социаль­ных услуг.

Эти фонды могут:

- оказать влияние на воспроизводственный процесс путем субсидирова­ния, кредитования предприятий;

- финансировать природоохранные мероприятия;

- финансировать социальную структуру;

- оказать помощь в выплате пособий, пенсий;

- предоставлять займы;

- вкладываться в ценные бумаги;

- выступать участниками финансового рынка;

- использоваться для получения прибыли в форме дивидендов или про­центов;

- выступатьинвесторами.

С 1992 г. в РФ создано и функционирует большое количество внебюджет­ных фондов.

Классиф-я:по уровню управления различаются внебюджетные фонды:- федеральные;- региональные;

- местные.В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделя­ются на экономические, социальные, экологические

К экономическим относятся:- дорожный фонд;

- фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- фонд финансового регулирования;

- фонды развития жилищной сферы;

- фонд поддержки регионов;

- отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР - другие

К основным социальным относятся'

- Пенсионный фонд;

- фонд социального страхования;

- фонд обязательного медицинского страхования.

К экологическим следует отнести:

- федеральный экологический фонд;

- федеральный фонд реконструкции и охраны водных ресурсов;

- федеральный фонд управления, изучения, сохранения и воспроизвод­ства водных биологических ресурсов

По периоду функционирования внебюджетные фонды подразделяются на фонды бессрочного, долгосрочного и краткосрочного действия. Примером фон­да бессрочного действия является экологический фонд, долгосрочного действия - фонд рационального развития, краткосрочного - фонд помощи беженцам. Од­нако деление это весьма условно.