logo search
теория

69. Сущность перестрахования.

Перестрахование является особым видом экономических страховых отношений между страховыми организациями (страховщиками) по поводу заключенных со страхователями договоров страхования [8, 9, 13, 36]. Перестрахование называют также "вторичным" страхованием или страхованием страховщиков. Перестрахование происходит не только на уровне национальной экономики, оно уже стало международным видом страховой деятельности. В этой связи углубление специализации в страховом деле привело к формированию особой группы страховых компаний- перестраховщиков, специализирующихся на операциях перестрахования.

Перестрахование является настолько специфической областью отношений по поводу страхования, что выработало свою терминологию. Наиболее распространенными терминами, применяемыми в перестраховании, являются следующие:

Перестрахователь

страховщик, принявший на страхование риски и передавший часть этих рисков вместе с частью страховой премии по этим рискам другому страховщику. Взамен он получил обязательство возмещения части расходов, вызванных наступившими по этим рискам страховым случаям. Перестрахователя называют также передающей компанией или цедентом.

Перестраховщиком

называют страховщика, принявшего в перестрахование риски. Перестраховщика называют также цессионарием или цессионером, а процесс передачи рисков в перестрахование - цессией.

Приняв в перестрахование риск, перестраховщик может частично передать его другому страховщику (перестраховщику), который, в свою очередь, может передать его следующему страховщику (перестраховщику). Эта операция третичного и последующих размещений рисков получила название ретроцессия, а страховщик, принявший риски в порядке последующих за цессией размещения рисков получил название ретроцессионария или ретроцессионера. Перестраховщик, передающий риски в ретроцессию, называется ретроцедентом.

Таким образом, под перестрахованием понимается система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски (первичное размещение риска), часть ответственности по ним (с учетом своих финансовых возможностей) передает на согласованных условиях другим страховщикам (вторичное размещение риска) с целью создания по возможности сбалансированного портфеля страхования, обеспечения финансовой устойчивости и прибыльности страховых операций. Перестраховщик не имеет никаких прав и обязанностей по заключенному цедентом договору страхования. В законе РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" говорится, что "страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании, остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с договором страхования".

Перестрахованием рисков достигается не только защита страхового портфеля от влияния на него серии крупных страховых случаев или даже одного катастрофического, но и то, что оплата сумм страхового возмещения по таким случаям не ложится тяжелым бременем на одно страховое общество, а осуществляется сообща всеми участниками, участвующими в перестраховании соответствующего риска.

Бюджетные системы РФ»

70.Сущность государственного бюджета, его функции и роль в социально-экономических процессах.

Госбюджет - это финансово-денежные отношения, возникающие у го­сударства с юридическими и физическими лицами по распределению и перерас­пределению национального дохода в связи с формированием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для выполнения функции государства (финансирование народного хозяйства, госуправление, оборона, социальные и др.). Госбюджет, являясь ведущим звеном финансовой системы и основной фи­нансовой категорией, объединяет основные финансовые категории (налоги, гос­расходы и др.).

Государственному бюджету присущи черты финансов, но одновременно он имеет особенности, отличные от других звеньев, элементов финансовых от­ношений Они заключаются в следующем:

1) госбюджет - форма перераспределительных отношений, связанная с накоплением части национального дохода у государства и ее использованием для потребностей всего общества;

2) с помощью госбюджета осуществляется перераспределение нацио­нального дохода между отраслями, регионами;

3) пропорции бюджетного перераспределения в большей мере, чем у дру­гих звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроиз­водства. Основные функции в общем, виде - распределительная и контрольная. В практическом плане эти функции проявляются в следующем:

- перераспределении национального дохода;

- государственном регулировании и стимулировании экономики;

- финансовом обеспечении социальной политики;

- контроле за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджетный механизм - активный инструмент реализации бюджетной политики государства. Так, с помощью бюджетного механизма бюджет можно использовать для государственного регулирования экономики, стимулирования развития производства и социальных процессов.

Бюджетный механизм для регулирования экономики используется при маневрировании денежными средствами. А маневрирование денежных средств дает возможность совершенствовать структуру производства, сократить спад производства.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий (финансовый) год. При переходе к другой модели развития экономики госбюджет не утра­чивает своей роли' при этом лишь меняются методы бюджетного воздействия на общественное производство. В этом случае кардинально изменяются бюджетные отношения, применяется новый бюджетный механизм. Причем изменение ме­тодов бюджетного воздействия может быть осуществлено даже в рамках одного способа производства (например, капиталистического). Например, монетаризм заменяют кейнсианской теорией и моделью. В новых условиях хозяйствования бюджетные средства могут быть направлены на государственные инвестиции в прогрессивной отрасли, на НТП, на социальную защиту населения, на нивелиро­вание социальных последствий расслоения граждан на бедных и богатых. С по­мощью бюджета, бюджетных средств можно сократить количество нерентабель­ных предприятий, перепрофилировать их или закрыть.

В целом с помощью бюджета можно повысить уровень жизни населения, в частности поднять уровень социального обслуживания, и, наоборот, привести к обнищанию населения (например, направляя бюджетные средства на военные цели).