logo search
МЕЛЬНИКОВ В

Государственный долг

Государственный долг - это сумма задолженности по вы­пущенным и непогашенным государственным займам (вклю­чая начисленные проценты). В зависимости от рынка размеще­ния, валюты займа и других характеристик подразделяются на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный

Государственный долг вызван использованием государствен­ных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета, который составил в 1991г. 20,4% (к расходной части бюджета), в 1993 г. - 11,9%, в 1995г. - 17,4%, в 1996г. - 15,4%, в 1997г. - 16,1%, в 1998г. - 15,6%, в 1999г. - 14,3%; с 2000г. он начал резко сокращаться и составил 0,5%, в 2002г. - 1,6%, в 2003г. - 4,3%, в 2004г. - 8,3%.

Наличие внутреннего государственного долга не является ис­ключением в экономике, а в большей степени - правилом: эконо­мически развитые страны имеют значительный государственный внутренний долг.

Однако значительна разница в причинах, способах образования и осо­бенностях функционирования этого вида долга. В развитых странах го­сударственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета предоставляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономи­ки и ее развития. Взятые взаймы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщи­ков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости упла­ты процентов по его управлению, перекрываются положительными эффек­тами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развития экономики страны. Утечек национального дохода и богатства при нарастании внутреннего долга не происходит; что, конечно, не исклю­чает ряда негативных последствий, связанных с перераспределением до­ходов, которые сводятся к следующим.

  1. Погашение задолженности и выплата процентов производятся за счет бюджетных средств, то есть за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества.

  2. При действиях государства по уменьшению го с долга путем увеличе­ния налогов включаются макроэкономические зависимости: сокращение совокупного спроса ведет к уменьшению равновесного чистого нацио­нального продукта, снижаются стимулы к вложению средств со стороны предпринимателей, сокращается инвестирование средств в экономику.

  3. Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринима­телей. Данное явление вызвано тем, что государство, выходя на ссудный рынок с целью покрытия дефицита бюджета или долга, усиливает конку­ренцию на денежном рынке, в результате чего увеличиваются процентные ставки на денежный капитал. Это лишает частный сектор части инвести­ций, а снижение инвестиционных расходов уменьшает равновесный ЧИП.

Негативный эффект подобных действий может быть ограничен, если государство направит отвлеченные с денежного рынка средства в инвести­ционные товары, а не на потребительские цели, если экономика функцио­нировала не при полной занятости.

В практике Казахстана дефициты бюджетов и государственный долг существенно отличаются по формам финансирования и вызываемым по­следствиям. Значительная часть государственного долга представлена в форме задолженности по государственным казначейским обязательствам, представляющих своеобразную «финансовую пирамиду» выстраиваемую правительством. Суммы, заимствованные государством под дисконт (осе­давший в качестве дохода коммерческих банков и других структур) посто­янно увеличивает внутреннюю задолженность.

К другим формам внутреннего государственного долга относятся:

В Казахстане, с начала его самостоятельного развития были своеобраз­ные формы внутреннего государственного долга: списанная задолжен­ность бюджета по возмещению разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, сырье для легкой промышленности и выплатам дифференци­рованных надбавок к закупочным ценам на сельхозпродукцию, что яви­лось результатом ценовых диспропорций в условиях административных методов распределения;

списанная задолженность сельскохозяйственных предприятий и орга­низаций водного хозяйства по ссудам банкам - следствие бесхозяйствен­ности, нарушения принципов кредитования и хозрасчетных методов хозяй­ствования;

накопленная задолженность в форме так называемых «директивных» кредиторов, а также по обслуживанию и погашению обязательств внутри- республиканского зачета. Директивные кредиты выдавались Националь­ным банком под гарантии Министерства финансов предприятиям и отрас­лям для поддержания их хозяйственной деятельности в условиях кризиса. Внутриреспубликанский зачет проводился для погашения взаимных долгов предприятий и организаций по дебиторской и кредиторской задолженно­сти. В связи с негативными последствиями по результатам использования директивных кредитов и взаимозачетов эти формы внутреннего кредитова­ния в дальнейшем не используются

Схема 17.1. Причинно-следственные взаимосвязи в государственном кредите