logo
МЕЛЬНИКОВ В

Характеристика внешнеэкономической деятельности и направления ее развития.

Внешнеэкономическая сфера деятельности охватывает об­ширный круг отношений, связанных с участием государства, его физических и юридических лиц с аналогичными зарубежными участниками и международными финансово-кредитными инсти­тутами при торговых, кредитных, инвестиционных, долговых, расчетных, трансфертных и иных операциях. Иными словами

К внешнеэкономическим связям относятся:

  1. внешняя торговля;

  2. иностранное инвестирование: совместное предпринима­тельство, в том числе долевое участие в имуществе юридических лиц через акции и другие ценные бумаги, концессии — приобрете­ние имущественных прав на использование природных ресурсов, разных объектов, находящихся в государственной собственности, для осуществления хозяйственной и иной деятельности на терри­тории страны, аренда собственности;

  3. участие страны в международных финансово-кредитных организациях; с этой формой внешнеэкономической деятель­ности связано предоставление иностранных кредитов и займов и производятся взносы в международные финансовые и другие организации;

  4. сотрудничество в области науки, техники, культуры, туризма;

  5. проведение расчетов по содержанию посольств, консульств и другого персонала за границей.

В экономике развитых стран важной составляющей внешне­экономической деятельности составляет возведение или строи­тельство промышленных, гражданских, транспортных и иных объектов за границей; однако этот вид деятельности Казахстаном не практикуется из-за формально признаваемого недостатка фи­нансовых и материально-технических ресурсов. Одновременно «теневой» сектор экономики осуществляет внешнее инвестирова­ние в форме вложения капитала в иностранные активы: депозиты в иностранных банках, в ценные бумаги, покупка недвижимости и т.д., представляющих собой «утечку капитала» за рубеж.

Своеобразную деятельность представляет формирование спе­циальных экономических зон ~ специально выделенных террито­рий с особым правовым и экономическим режимом, создаваемых с целью привлечения иностранного капитала, прогрессивных за­рубежных технологий и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития региона.

Развитие перечисленных внешнеэкономических связей поло­жено в основу валютно-финансовых, расчетных и кредитных от­ношений республики с зарубежными странами.

Внешняя торговля включает экспорт и импорт.

Из-за сложившейся структуры производства значительная доля экспорта Казахстана приходится на минеральные продукты и электроэнергию -до 65%, причем удельный вес нефти состав­ляет около 60%. Продукция металлургической промышленности занимает 20%, агропромышленного комплекса - 6,6%. Основны­ми статьями экспорта агропромышленного комплекса остается зерно, хлопок-волокно и кожевенное сырье.

В финансовой практике применяется понятие - бюджетная эффектив­ность экспорта - соотношение валютной выручки и затрат (на производ­ство продукции - ее стоимость во внутренних ценах и накладные расходы -транспортные, перевалка грузов, хранение в портах, станциях). Валютная выручка пересчитывается в тенге по действующемукурсу. Повышение эф­фективности экспорта возможно путем совершенствования его структуры, то есть увеличения продукции машиностроения, трудоемких и наукоемких видов деятельности.

В импорте основными статьями являются машины, оборудо­вание, товары потребительского назначения, сыре и материалы для легкой и пищевой промышленности. Удельный вес машин и оборудования составляет 26%; средств транспорта - 15%; мине­ральных продуктов, включая электроэнергию - 12%; продукции химической промышленности - 11%; продовольственных това­ров -5%.

Основными партнерами Казахстана по экспорту являются: Бермудские острова, далее, в порядке уменьшения - Российская Федерация, Швейцария, Китай, Италия, Виргинские острова, Украина. Аналогично, по импорту: Российская Федерация, Гер­мания, Китай, США, Украина, Великобритания.

В макроэкономической теории превышение экспорта над импортом (чистый экспорт) считается фактором, благоприятным для развития национальной экономики в связи с его мультиплицирующим (умножа­ющим) эффектом на объем чистого национального продукта (см. схе­му 20.1). Кроме того, это превышение может вызвать положительное сальдо платежного баланса страны (в случае значительного удельного веса в нем торгового баланса). В целом за счет экспортных поступлений валютных средств финансируется импорт страны. Превышение импор­та над экспортом в краткосрочном плане не является неблагоприятным фактором, поскольку отечественные потребители получают больше не­обходимых товаров, особенно при их дефиците на собственном рынке. Однако в длительном периоде это явление может привести к истощению официальных валютных резервов, которые используются для сбаланси­рования пассива платежного баланса. Устойчивые и длительные дефи­циты платежных балансов требуют сложной перестройки экономики, использования торговых барьеров и других ограничений, приводят к де­вальвации национальной валюты, увеличению внешней задолженности страны.

Основными партнерами республики в проведении экспортно-импорт­ных операций являются страны ближнего зарубежья (59%), развитые капи­талистические страны (25%). Удельный вес минерального сырья в общем объёме экспорта

Важный аспект внешнеэкономической деятельности -участие зарубежных инвесторов и привлечение иностранных кредитов для стабилизации экономики республики. Эти средства долж­ны целенаправленно и эффективно использоваться для решения приоритетных задач совершенствования структуры националь­ного хозяйства, наполнения рынка потребительскими товарами и расширения экспортного потенциала. Для обеспечения кредитов созданы золотовалютные резервы, которые служат также обеспе­чением национальной валюты. Другой формой обеспечения кре­дитов служит запас экспортных товаров.

Иностранный капитал поступает в страну в трех различных формах: кредита, официальной помощи развитию, инвестиций. О первых двух формах изложено в разделе 17.3.

Инвестиции бывают двух видов: прямые и портфельные. Пря­мые инвестиции представляют собой вложение иностранного ка­питала в экономику другой страны для получения его владельцем прибыли под собственный риск. Портфельные инвестиции - вло­жение средств в фиктивный капитал - ценные бумаги, выпускае­мые юридическими и физическими другой страны.

Для привлечения иностранных инвестиций требуется обеспечение не­обходимых условий:

упрощение административных процедур связанных с деятельностью иностранных инвесторов: выдача разрешений на право работы, передвиже­ния внутри страны, прохождения таможенного и пограничного контроля, выдача виз и т.п.;

предоставления налоговых и других льгот (льготные ставки, налого­вые скидки на инвестиции или кредиты, льготные пошлины, ускоренная амортизация и др.) в видах деятельности, приоритетных для национальных интересов страны;

обеспечение правами пользования землей, недвижимостью, предостав­ление субсидий на обучение персонала;

предоставление правительственных гарантий на вывоз прибыли или льготных условий ее рекапитализации.

Казахстан является членом Международного валютного фондов, Меж­дународного банка реконструкции и развития, Международной финансо­вой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннего агентства гарантии инвестиций, Международного центра по урегулирова­нию инвестиционных споров. В соответствии с этим государство принимает на себя все обязательства участника указанных организаций, осуществляет необходимые платежи по членским взносам, долговым операциям и сдел­кам, вытекающим из участия в международных финансовых организациях. В связи с членством в Международном валютном фонде страна получает кредиты для урегулирования курса валюты и при затруднениях в области внешнеэкономических расчетов при условии эффективного использования полученного займа и проведения серии реформ по осуществлению эко­номического роста. Займы и кредиты могут предоставлять Международ­ный банк и его филиалы - Международная ассоциация развития (льготные долгосрочные кредиты) и Международная корпорация (финансирует ка­питаловложения в высокорентабельные частные предприятия по ставкам, превышающем среднегодовые на рынке ссудных капиталов).

Развитие внешнеэкономической деятельности заложено во многих хозяйственных законах. Расширение этой деятельности требует становления экономики открытого типа, развивающейся во взаимосвязи и в состязательности с мировой.

В основу совершенствования внешнеэкономической деятель­ности положена идея расширения самостоятельности предпри­ятий, организаций и регионов республики на внешнем рынке, разгосударствление и децентрализация внешнеэкономической деятельности с передачей коммерческих операций на уровень хозяйствующих субъектов при обеспечении их деловой самосто­ятельности и сосредоточения функций государственных органов на регулировании и стимулировании этих операций. Управление внешнеэкономическим комплексом переводится в основном на правовые и экономические рычаги (таможенные пошлины, нало­ги, курс валюты, банковский процент). Стратегическое направ­ление внешнеэкономической деятельности - разработка и внедре­ние мер поэтапного укрепления национальной валюты и разви­тие валютного рынка. Рыночный курс валюты является одним из основных элементов стимулирования и регулирования внешнеэ­кономической деятельности по расширению экспорта и рациона­лизации импорта. Для расширения валютной самостоятельности предприятий создан внутренний рынок валюты с ее свободной куплей-продажей по рыночным курсам. На основе сложившегося валютного курса при проведении торгов на валютной бирже на основе текущего соотношения спроса и предложения на валюту Национальным банком устанавливается курс валют. На валютные и кредитные операции выходят коммерческие банки, хозяйству­ющие субъекты получают право самостоятельного привлечения иностранных кредитов под залог имущества. Создана система страхования внешнеэкономических рисков компаний, фирм, ор­ганизаций, банков.

В соответствии с программами развития внешнеэкономическая поли­тика будет направляться на либерализацию внешнеэкономической деятель­ности. Для защиты интересов национального рынка от неблагоприятного развития мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции пересматри­ваются импортные таможенные пошлины в соответствии с целями регу­лирования поступления импортных товаров. Унифицируется национальное законодательство по основным вопросам внешнеэкономических отноше­ний в границах единого экономического пространства стран с общими ин­тересами.

В части внешнеэкономических отношений со странами СНГ стратеги­ческом курсом является сохранение и упорядочение экономического союза, поддержание сложившейся кооперации между предприятиями этих стран, интеграция усилий по конверсии военного производства, в сфере транспор­та, связи, энергетики, научно-технического прогресса, подготовки кадров, решении экологических проблем, обороны.

Для Казахстана актуальной необходимостью является вхождение в ВТО. Эта акция преследует цель создания благоприятных условий для устойчивого экономического роста за счет осуществления внешней торгов­ли и коренной перестройки внутренних условий производства товаров и услуг в соответствии с правилами, нормами, механизмами, принятыми в этой организации.

Членство в ВТО необходимо Казахстану для диверсификации экономи­ки, пока еще ориентированной на экспорт сырья, развития производства, продвижения продукции на внешние рынки, защиты отечественных экс­портеров с помощью норм, правил и механизмов ВТО. Вступление в ВТО открывает доступ к высрким технологиям, дешевым потребительским то­варам, сырью и услугам, способствует привлечению иностранных инвести­ций в несырьевой сектор. Членство в этой организации дает возможность предоставления отечественным предприятиям равных и благоприятных условий на имостранных рынках - в обмен на открытие казахстанского рынка для иностранной конкуренции.

В рамках ВТО Казахстану предстоит решать посредством торговой по­литики следующие основные задачи:

предотвращение дискриминации казахстанского экспорта; укрепление международного имиджа как страны с открытой рыночной экономикой, принимающей правила и принципы цивилизованной между­народной торговли;

развитие региональных интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС и СНГ;

продвижение к созданию реального Таможенного союза и единого рын­ка, активное противодействие применению специальных защитных, анти­демпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле;

разработка и реализация действенных мер по стимулированию экспор­та, в том числе за счет страхования рисков при осуществлении экспортных операций.

Решение этих задач мерами и механизмами ВТО становится актуаль­ным, особенно при переходе к росту экспорта готовой продукции, так как мировой рынок перенасыщен и развивается в условиях жесткой конкурен­ции.

В настоящее время Казахстан торгует со 135 странами из 144 стран-чле­нов ВТО. Вступление в ВТО даст возможность Казахстану осуществлять торговлю с этими странами по унифицированным правилам и механиз­мам.

Членство в ВТО содействует распространению в промышленности со­временных технологий и методов организации производства, развитию конкуренции на внутреннем рынке и повышению конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках, увеличению притока иностран­ных инвестиций, в которых остро нуждается обрабатывающая промышлен­ность, особенно предприятия инновационного направления.

Для нормального осуществления внешнеэкономической де­ятельности необходима развитая внешнеэкономическая инфра­структура. В этих целях созданы органы управления внешними связями в структуре Правительства, Министерства финансов, На­ционального банка Республики Казахстан. Функционирует сеть коммерческих банков, имеющих лицензии на совершение ва­лютных операций, специализированных товарных бирж; разви­тая сеть посреднических организаций, специалисты которых об­ладают знаниями и навыками в вопросах внешнеэкономической конъюнктуры, располагают информацией о состоянии мировых товарных и валютных рынков, движении процентных ставок и т.д. Казахстан активно включается в мирохозяйственные процес­сы на равноправных началах.

Важнейшей функцией органов управления внешнеэкономи­ческими связями является регулирование валютных отношений. Валютное регулирование — это разработка и утверждение норма­тивных правовых актов, сбор информации, контроль за соблю­дением валютного законодательства, применение санкций за его нарушение. Органами валютного регулирования в Казахстане является Правительство, Национальный банк, Министерство фи­нансов в пределах своей компетенции. Эти же органы осущест­вляют валютный контроль. Такую функцию выполняют также агенты валютного контроля - уполномоченные банки и уполно­моченные небанковские финансовые учреждения, на которые возложена обязанность контроля за соблюдением валютного за­конодательства при проведении ими операций в соответствии с полученными лицензиями.

С учетом целей экономической политики, в законе «О валютном регу­лировании и валютном контроле» целью валютного регулирования содей­ствие государственной политике по достижению устойчивого экономиче­ского роста и обеспечению экономической безопасности.

Задачи валютного регулирования: установление порядка обращения валютных ценностей в республике; создание условий для дальнейшей ин­теграции Казахстана в мировую экономику; обеспечение информационной базы по валютным операциям и потокам капитала.

Законодательством четко и системно формулируются полномочия орга­нов валютного регулирования; режимы валютного регулирования; основ­ные принципы осуществления валютных операций; процедуры регулиро­вания операций движения капиталов и открытия счетов; цели, задачи и основные принципы валютною контроля. Систематизированы действую­щие режимы валютного регулирования (лицензирование и регистрация), все основные действующие нормы подзаконных нормативных правовых актов по валютному регулированию и валютному контролю; отражены основные процедуры режима уведомления о валютных операциях, который не будет ограничивать их проведение, являясь источником информации о потоках капитала и операциях с валютными ценностями.

Отменяется лицензирование прямых инвестиций за рубеж; финансовых займов нерезидентам; переводов в пользу нерезидентов в оплату приобре­тения права собственности на недвижимость. Данные операции будут осу­ществляться в регистрационном режиме.

Совершенствуются процедуры регулирования открытия счетов в ино­странных банках.

С 2007 года отмененяется лицензирование валютных операций, а также будет осуществлен переход на принципы репатриации в зависимости от сро­ков, установленных во внешнеторговых контрактах. Сохраняются режимы регистрации и уведомления в отношении отдельных валютных операций в целях мониторинга негарантированного внешнего долга, статистики платеж­ного баланса и пополнения информационной базы по валютным операциям.