logo
МЕЛЬНИКОВ В

Необходимость и природа финансов

Необходимость финансов вызывается объективными обсто­ятельствами — потребностями общественного развития. Исто­рически первоначально выявилась часть финансовых отноше­ний, обусловленная появлением государства, взявшего на себя важные общественные функции. Для содержания государствен­ной власти необходим специальный фонд денежных средств, ко­торый формируется за счет всех членов общества.

Посредством налогов, государственного кредита, эмиссии де­нег, государство аккумулировало и использовало денежные сред­ства, необходимые для содержания правительственного аппарата, армии и выполнения других своих функций. Государство всегда является обязательным субъектом финансовых отношений, это дало основание многим ученым преувеличить роль государства в обосновании необходимости финансов: так Э.Ф. Вознесенский считал, что вне государства все другие субъекты общественно­го производства ведут просто денежное, а не финансовое хозяй­ство.1

Государство, помимо традиционных функций выполняет зна­чительные экономические функции по регулированию хозяй­ственных процессов, поэтому степень централизации средств в распоряжении государства достаточна высока - через государ­ственный бюджет сейчас перераспределяется примерно 40% ва­лового внутреннего продукта и порядка 20% совокупного обще­ственного продукта (по Казахстану).

Сосредоточение у государства огромных денежных средств до послед­него времени обосновывалось необходимостью планомерно осуществлять воспроизводственные процессы, финансировать наиболее приоритетные направления развития производства, научно-технический прогресс, со­циальные программы. Безусловно, в масштабах всего общества, органи­зуемого государством, более наглядно просматриваются перспективные пропорции общественного развиия. Эти возможности государства при правильном использовании денежных средств свидетельствуют о несо­мненных преимуществах централизации фондов денежных средств. Но, с другой стороны, практика последних лет показала, что их направление и использование может быть неэффективным или экономически неоправдан­ным в результате субъективных волевых решений, неправильного выбора приоритетов развития, государственного и производственного монополиз­

ма. Об этом напоминают примеры финансирования, с затратами огромных объемов финансовых ресурсов, программ, которые не принесли должной отдачи Поэтому в переходный период к рынку акцент делался на низо­вые звенья хозяйствования и регионы, которым должны предоставляться большие права и самостоятельность в формировании финансовых ресур­сов. Только при рациональном, научно-обоснованном распределении этих ресурсов между центром, регионами, низовыми звеньями хозяйствования возможна высокая отдача и возобновление в больших размерах использу­емых средств.

Однако, рассматривая роль государства в обосновании не­обходимости финансов, следует иметь ввиду, что оно само, по словам Ф. Энгельса явилось продуктом общества на известной ступени развития. Из этого следует, что общество, устанавливая государственную форму своей организации, объективно предо­пределяет и необходимые финансовые отношения, а государство может лишь их использовать в том или ином виде, учитывая эту объективную необходимость.

Важно также учесть, что помимо финансовых отношений, связанных с существованием государства, имеется часть во взаимосвязях хозяйствующих субъектов, между последними и населением (домашними хозяйствами).

Исторически часть отношений (в простейших формах) имела место еще до возникновения государства для удовлетворения коллективных по­требностей первобытных сообществ (обязательные сборы продуктов, пред­метов, орудий труда и защиты для нужд всего племени, рода: совместной охоты, добычи пищи, создания запасов продуктов, возведения устройств защитного и культового характера, обеспечение недееспособных членов сообщества и т.д.). Хотя такая деятельность осуществлялась в натуральной форме, она являлась прообразом финансовых отношений в дотоварной ста­дии развития общества.

Финансовые отношения, связанные с деятельностью государственного сектора, в значительной степени направлены на обеспечение производства и распределения так называемых «общественных (или социальных) това­ров» - благ и услуг как материального, так и нематериального характера, которые финансируются государством и потребляются коллективно. Сюда относятся объекты благоустройства в городах и населенных пунктах, до­рожная сеть, органы и учреждения государственной власти, управления, охраны правопорядка, обороны,защиты и охраны окружающей среды, ча­стично социальная защита населения, образование и здравоохранение (на гарантируемом уровне). Подробно финансирование общественных това­ров рассмотрено далее в разделе 10.1.

Природа финансов вытекает из движения стоимости в денеж­ной форме. Условием этого движения является наличие товарно- денежных отношений и действие экономических законов, в том числе и закона стоимости. Раньше, в условиях социалистиче­ского способа производства, действия этих факторов ограничи­валось: не являлась товаром рабочая сила, средства производства распределялись через систему централизованного материально- технического снабжения, хотя и реализовывались с помощью цен, также утверждаемых централизованно. Жестко регламентирован­ное распределение материально-вещественных элементов произ­веденного продукта, призванное обеспечить планомерность вос­производства, на деле оборачивалось тормозом, сковывающим развитие производительных сил, так как порождало монополизм, лишало потребителя возможности выбора продукции при отсут­ствии ее в свободной продаже, не стимулировало повышения ка­чества, развития научно-технического прогресса.

В рыночных условиях функционирования экономики товарно-денеж­ные отношения регулируются государством в гораздо меньшей степени, основными регуляторами являются спрос и предложение товаров, работ и услуг.

В основу товарного производства положено общественное разделение труда, обусловливающее экономическую обособленность товаропроизво­дителей. Каждый из них создает продукт в условиях дефференциации ма­териально-вещественных факторов производства, разного их уровня, а по­тому даже аналогичные товары производятся с неодинаковыми затратами живого и овеществленного труда. Вследствие этого неравенства возникает объективная необходимость особого механизма соизмерения затрат и ре­зультатов труда, который объективно может учесть меру трудовых усилий и потребления, эквивалентного затраченным усилиям. Это достигается с по­мощью денег и производных от них экономических категорий, в том числе и финансов. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, других продуктов че­ловеческого труда, их реализации за определенный денежный эквивалент у производителей образуется денежная выручка. Последняя, как микро­элемент совокупного общественного продукта включает составные части «с», «V», «ш » , то есть величину стоимости израсходованных средств про­изводства, часть стоимости, соответствующую компенсации затраченного живого труда работников и стоимость созданного прибавочного продукта. Соответственно, из выручки от реализации продукции, работ, услуг, долж­ны быть выделены соответствующие фонды денежных средств, направляе­мые на возмещение израсходованных средств производства, оплату труда, а стоимость прибавочного продукта должна быть распределена на части, удовлетворяющие экономические интересы всех участников обществен­ного производства, непроизводственной сферы, нетрудоспособных членов общества, для создания страховых фондов и резервов.

Весь процесс распределения происходит как в натурально-веществен­ной форме с образованием фондов средств производства и предметов по­требления, так и в денежной форме, посредством движения денежных фондов, предназначенных для приобретения упомянутых продуктов труда. Формирование фондов денежных средств их использование в товарных от­ношениях производится с помощью финансов. Таким образом, финансы обусловлены товарно-денежными отношениями, являясь их следствием и, одновременно, содействуют их совершению.