logo
МЕЛЬНИКОВ В

Методы финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными метода­ми, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: особенностей форм деятельности органов, осущест­вляющих финансовый контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольного действия.

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетно­сти, счетная проверка), обследования, рассмотрение проектов финпланов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной дея­тельности, заслушивание докладов, информация должностных лиц и др. Каждый из этих методов подразделяется на более част­ные способы, позволяющие решать промежуточные задачи. На­пример, в документальной ревизии используются такие способы, как встречная проверка документов, инвентаризация денежных средств и материальных ценностей, восстановление количествен­ного учета, контрольное сличение м другие.

Формы и методы^финансового контроля постоянно совершен­ствуются, определенное воздействие оказывает на них система информации на базе вычислительной техники.

Названные общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов.

По результатам государственного финансового контроля принимаются следующие акты:

  1. заключение - документ Счетного комитета по контролю за испол­нением республиканского бюджета и ревизионной комиссии Маслихата, составляемый на основании актов контроля;

  2. постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета - документ, принимаемый на заседании Счет­ного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Постановление Счетного комитета по контролю за исполнением респу­бликанского бюджета обязательно к исполнению всеми государствен­ными органами, организациями и должностными лицами, к которым оно обращено.

  3. постановление ревизионной комиссии Маслихата - документ, обя­зательный для исполнения всеми исполнительными органами, фи­нансируемыми из соответствующего местного бюджета, и организаци­ями, использующими средства соответствующих местных бюджетов или оказывающими финансовые услуги на всех стадиях освоения средств местных бюджетов;

  4. представление — документ Счетного комитета по контролю за ис­полнением республиканского бюджета, направляемый в государственные органы, организации и должностным лицам для устранения недостатков в работе, а также в правоохранительные органы по вопросам привлечения к ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан;

  5. предписание - документ об устранении нарушений и недостатков в работе, принятый руководителем центрального уполномоченного орга­на по внутреннему контролю в пределах его компетенции и направленный для обязательного исполнения должностным лицам государственных органов и других организаций;

  6. акт контроля - документ, составленный органами государственного финансового контроля, ревизионными комиссиями Маслихатов, служ­бами внутреннего контроля по результатам контроля;

  7. отчет о проведении контроля — документ о результатах проведенной работы по контролю за определенный период времени.

Основной метод финансового контроля — ревизия (пересмотр

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут плановыми и внеплано­выми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), ком­плексными.

При проведении документальной ревизии проверяются доку­менты, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки, ценные бумаги), а не только отчеты, сметы и т.п.

Фактическая ревизия означает не только проверку докумен­тов, но и наличия денег, материальных ценностей.

Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный пери­од.

При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (на­пример, проверка командировочных расходов, разных целевых затрат и расходов).

Тематические ревизии проводятся в нескольких однотипных предприятиях, учреждениях или в нескольких министерствах и ведомствах по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Они дают возможность одновременно проверять состояние определенного участка на ряде хозяйствующих субъ­ектов и получить обширный материал по данному вопросу, про­анализировать его, сделать выводы, разработать предложения по улучшению работы.

Приемы ревизий: инвентаризация материальных ценностей, проверка наличия денежных средств в кассе, сопоставление пла­новых, нормативных и отчетных показателей деятельности про­веряемого объекта, документальная и встречная проверки. Ука­занные приемы применяются в зависимости от поставленной цели ревизии.

Для проведения ревизий составляются программа, в которой указывается объект и цель ревизии, тема и основные вопросы, подлежащие проверке. Результаты ревизии оформляются актом, подписываемым руководителем ревизионной группы, руководи­телем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои замечания и возражения руководитель и главный бухгалтер про­веряемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе актов ревизий принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреж­дению нарушений государственной дисциплины. Руководитель организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Проверки и обследования проводятся контрольными органами по определенным вопросам финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий, организаций, учреждений, или по одному во­просу (теме) путем ознакомления на месте с отдельными сторо­нами (участками) финансовой деятельности. Поэтому проверки в основном бывают тематическими. При этом некоторые провер­ки по своему характеру, могут носить вид внезапных инспекций. Целью проверок и обследований является выяснение состояния отдельного участка хозяйственной и финансовой деятельности хозоргана. Камеральная проверка - осуществляется без выхода на место и предшествует документальной проверке хозоргана.

Встречная проверка - метод определения достоверности фи­нансово-хозяйственных операций на проверяемом объекте посред­ством проверки действительного отражения этих операций у пар­тнеров или клиентов проверяемого хозяйствующего субъекта.

Счетная проверка отчетности, то есть контроль достоверно­сти бухгалтерских счетов и балансов осуществляется в три этапа. На первом этапе выясняется согласованность показателей раз­личных форм отчетности; на втором - осуществляется сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бух­галтерского учета; на третьем этапе определяется обоснован­ность учетных записей по данным первичных документов. Такая последовательность делает счетные проверки весьма эффектив­ным средством контроля за постановкой бухгалтерского учета и отчетности и способствует выявлению и предупреждению нару­шений финансовой дисциплины.