logo
МЕЛЬНИКОВ В

Сущность финансового планирования и прогнозирования

_1 Финансовое планирование — это подсистема финансового ме­ханизма и важнейшая составная часть экономического и социаль­ного планирования. Специфика финансового планирования со­стоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обуслов­ленной относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, активным воздействием опосредованного деньга­ми распределения на общественное воспроизводство^

Д, Содержание финансового планирования представляется как заранее определенная возможность маневрирования экономи­ческими процессами образования, распределения и перерас­пределения денежных доходов и накоплений и, на этой основе, формирование и использование централизованных и децентрали­зованных фондов денежных средств. 3

Непосредственным объектом финансового планирования вы­ступает образование и распределение доходов и накоплений, формирование и использование централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств.^

2 Целью финансового планирования является достижение про­порциональности и сбалансированности развития хозяйствен­ных субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материаль­но-вещественным элементам воспроизводства.

Задачами финансового планирования является:

  1. определение источников формирования финансовых ресур­сов и их общей величины;

  2. установление оптимальных пропорций распределения средств между централизованными и децентрализованными фон­дами, отраслями национального хозяйства и административно- территориальными подразделениями;

  3. определение конкретного направления использования ре­сурсов и создание необходимых резервов, j

Финансовое планирование являете яг важнейшей функцией управления экономикой и ее звеньями. Оно осуществляется ор-

ганами государственной власти и управления, а также всеми хо- зорганами, учреждениями и их вышестоящими структурами. iC В рыночных условиях ведения хозяйства финансовое плани- ^ рование проводится в значительной мере как прогнозирование в связи с неопределенностью многих воздействующих факторов на намечаемые конечные результаты хозяйствования. Прогноз - ве­роятностное суждение о состоянии какого-либо явления в буду­щем на основе специального научного исследования. Прогнози­рование - разработка прогноза о конкретных перспективах раз­вития какого-либо явления, объекта, процесса. Применительно к финансам развитие явления в прогнозировании - это возможное совершенствование финансовых отношений, объект - финансо­вые ресурсы, процесс - движение фондов денежных средств.

План - система взаимосвязанных, направленных на дости­жение единой цели заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления действий или мероприятий. f о Планирование — процесс, охватывающий собственно разработку 4 плана, организацию его выполнения и контроль исполнения. В рыночной системе хозяйствования используется также индика­тивное, то есть рекомендательное планирование; оно выполняет информационно-координирующую роль и оказывает косвенное воздействие на субъектов финансовой деятельности через эконо­мические регуляторы. ^

1 В системе социально-экономического прогнозирования финансовое пла­нирование играет активную роль. При разработке финансовых планов прове­ряется степень напряженности производственных заданий, выявляются воз­можности увеличения финансовых ресурсов за счет более полного исполь­зования производственных мощностей по выпуску продукции и улучшение ее качества, резервов снижения издержек и сокращения непроизводительных потерь. Рассматриваются также пути уменьшения потребности в денежных средства с учетом вовлечения в производство имеющихся материальных ресурсов, ускорения оборачиваемости оборотных средств, снижения смет­ной стоимости строительства, сокращения расходов на содержание аппарата управления и т.д. Таким образом, финансовое планирование, с одной сторо­ны - орудие управления финансовыми ресурсами, с другой - активное сред­ство воздействия на процесс общественного производства^

/jB основе финансового планирования лежат следующие важ- нейшие принципы: сочетание централизованного и децентрали- [ зованного подходов, единство, непрерывность.

Спервый принцип означает органическое сочетание двух начал: цен­трализованного финансового планирования с максимальным развитием творческой местной (низовой) инициативы при составлении финансо­вых планов ^Централизованное финансовое планирование позволяет государству проводить единую финансовую политику, целенаправленно руководить распределением и перераспределением финансовых ресур­сов в масштабе государства. Децентрализм в финансовом планировании способствует развитию творческой активности производственных еди­ниц и местных органов власти в составлении реальных планов и их вы­полнении, в изыскании резервов роста производства и повышения его результативности.

\(Важное значение приобретает переход к экономическим методам управления финансами регионов на основе долговременных нормати­вов, устанавливающих зависимость бюджетов местных органов власти от результатов деятельности субъектов хозяйствования, расположен­ных на их территории. Одновременно необходимо последовательное укрепление общегосударственных финансов, повышение устойчивости доходной части государственного бюджета, его роли в усилении соци­альной ориентации развития общественного производства, повышении эффективности.

\Принцип единства находит выражение в тесной взаимосвязи и вза­имозависимости финансового планирования с экономическим и соци­альным планированием. В основе финансовых планов лежат показатели планов и прогнозов экономического и социального развития. В то же время в ходе финансового планирования уточняются установленные параметры развития объекта, проверяются балансовые связи отдельных элементов и разделов плана экономического и социального развития^ Единство финансового планирования означает также тесную взаимос­вязь всех видов финансовых планов. Показатели финансовых планов вышестоящих организаций включают плановые проектировки подве­домственных субъектов. Финансовые планы, составляемые на государ­ственном уровне (государственный бюджет) базируются на показате­лях финансовых планов предприятий и организаций местных органов управления.

Принцип непрерывности планирования предполагает тесную увязку перспективных и годовых (текущих) финансовых планов, что достигается продлением срока действия перспективных планов и уточнением их задач в годовых планах. Непрерывность финансового планирования позволяет ликвидировать разрыв между текущими и перспективными планами, луч­ше ориентировать хозяйственные связи между текущими и перспективны­ми планами, лучше ориентировать хозяйственные организации, определяя реальные перспективы их развития*

А

В финансовом планировании используются следующие ме­тоды:

  1. Метод экстраполяции (или коэффициентов). Состоит в определении финансовых показателей на основе установления их динамики. Расчеты производятся на базе достижений отчетного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста или снижения.

  2. Метод экспертных оценок - предполагает использование опыта высококвалифицированных специалистов - экспертов для определения параметров состояния объекта планирования.

  3. Нормативный метод позволяет рассчитывать плановые финансовые показатели на основе установленных норм и норма­тивов.

  4. Балансовый метод предусматривает согласованность рас­ходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансо­вых планов между собой, а также производственных и финансо­вых показателей. Соблюдение требований финансового баланса позволяет предупредить возникновение диспропорций между за­тратами и доходами предприятия, отрасли, бюджетов всего наци­онального хозяйства; определить необходимые темпы и пропор­ции развития народного хозяйства; всесторонне их обосновать с учетом мобилизации внутренних ресурсов.

  5. Программно-целевой метод получит в условиях рынка раз­витие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уров­нях - общенациональном, отраслевом, первичном. Финансовое программирование - метод финансового планирования, исполь­зующий программно-целевой метод, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения:

установление приоритетов;

повышение эффективности расхождения средств;

прекращение финансирования в соответствии с выбором аль­тернативного варианта.

  1. Экономико-математические методы с использованием ЭВМ применяются в случаях многовариантности расчетов, для выбора наилучших решений^

В финансовом планировании исторически сформировались следующие организационные принципы: ведомственный, отрас­левой, территориальный и предметно-целевой.

Ведомственный и отраслевой принципы были характерны для периода централизованного управления экономикой с ее жесткими, командными методами. В условиях рыночной экономики большее применение получа­ют территориальный и предметно-целевой принципы.

Применение территориального финансового планирования позволяет определить финансовые ресурсы отдельных административно-территори­альных единиц, способствует поставить зависимость объема ресурсов от результатов хозяйственной деятельности; в случае недостатка ресурсов по объективным причинам возможно их перераспределение через центра­лизованные фонды для обеспечения приемлемого социального развития региона.

Предметно-целевой принцип в финансовом планировании направлен на конкретное формирование и использование финансовых ресурсов для обеспечения определенной экономической, социальной, экологической, культурной и других программ, независимо от источников происхождения ресурсов.

Составление финансовых планов осуществляется по этапам.

На первом этапе планирования проводится экономический анализ вы­полнения финансовых показателей за отчетный период. Анализ финансо­вых показателей проводится во взаимной увязке с производственными дан­ными. Сопоставление плановых поступлений и расходов с фактическими в сочетании с производственными показателями позволяет вскрыть причины неполной аккумуляции средств, определить степень эффективности их ис­пользования, выявлять внутрихозяйственные резервы.

На втором этапе производятся расчеты конкретных видов доходов и расходов на планируемый период по основным группам доходов и рас­ходов на основе показателей планов и программ социального и экономи­ческого развития.

На третьем этапе отдельные задания, статьи увязываются в единое целое, балансируются. Если предусмотренные мероприятия и плановые задания не согласуются с денежными ресурсами, изыскивают источники увеличения доходов и накоплений, определяются пути более эффективного их использования, а в некоторых случаях - прямое сокращение отдельных видов расходов.