logo
МЕЛЬНИКОВ В

Управление бюджетной системой

ft—Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмо­тренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета, управления, учета и контроля за использованием госу­дарственной собственности, контроля за проведением процедур банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятель­ного должника, регулирования системы бухгалтерского учета и аудита финансовой отчетности. \

Основными задачами Министерства финансов являются: обеспечение исполнения республиканского бюджета и кассового обслу­живания исполнения местных бюджетов, контроль за эффективным и це­левым использованием их средств, а также методологическое руководство по исполнению республиканского и местных бюджетов, бухгалтерскому учету, отчетности и аудиту;

обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных пла­тежей в бюджет и иных поступлений в бюджет, пенсионных взносов, пере­числений средств в Национальный фонд Республики Казахстан;

участие в разработке и реализации государственной налоговой поли­тики;

государственный контроль за проведением процедур банкротства, а также во внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;

обеспечение, в пределах своей компетенции, экономической безопас­ности Республики Казахстан;

осуществление международного сотрудничества в пределах своей ком­петенции;

иные задачи, возложенные на него законодательством.

Министерство в соответствии с законодательством осуществляет сле- дующяе'^хщовные функции:

участие в разработке проекта республиканского бюджета, государ­ственных и иных программ, стратегических планов Республики Казахстан и индикативных планов социально-экономического развития Республики Казахстан, основных макроэкономических показателей;

участие в прогнозировании поступлений в бюджет и в определении це­лей и приоритетов государственной политики в сфере поступления доходов в государственный бюджет;

участие, в пределах своей компетенции, в определении целей и при­оритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами;

обеспечение рационального правительственного и гарантированного государством заимствования, а также управление государственным дол­гом;

в пределах своей компетенции разработку и подготовку проектов (или принятие) нормативных правовых актов по исполнению бюджета, бухгал­терского учета и аудита, финансового контроля;

в пределах своей компетенции функции уполномоченного органа в во­просах международных налоговых соглашений об избежании двойного на­логообложения;

налоговую экспертизу контрактов на недропользование, а также про­ведение проверок за ходом выполнения контрактных условий;

разработку порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета го­сударственных учреждений, а также, в пределах своей компетенции, отчет­ности об исполнении республиканского и местных бюджетов;

утверждение и внесение изменений в сводный план финансирования республиканского бюджета;

финансирование расходов республиканского бюджета и кредитование, контроль и анализ исполнения республиканского и местных бюджетов;

контроль за правильностью составления и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюд­жета, а также за целевым использованием средств республиканского бюд­жета, средств правительственных займов, негосударственных займов, име­ющих государственную гарантию, и грантов, связанных с последующим правительственным заимствованием и иного имущества, находящегося в государственной собственности;

ведение и учет валютных операций государственных учреждений; выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг Правительства Республики Казахстан, предоставление государственных гарантий по не­государственным займам резидентов Республики Казахстан;

проведение финансовой экспертизы условий правительственных за­ймов, проведение переговоров, подписание договоров займов, получение, использование, погашение и обслуживание правительственных займов, обеспечение выполнения обязательств по государственным гарантиям не­государственных займов резидентов Республики Казахстан;

кредитование инвестиционных проектов, государственных программ и иных мероприятий, предусмотренных в республиканском бюджете;

составление отчетов об исполнении республиканского бюджета, совер­шенствование форм и методов сбора государственной отчетности по госу­дарственным доходам;

исполнение в пределах своей компетенции международных обяза­тельств Республики Казахстан по вопросам борьбы с налоговыми право­нарушениями;

государственный контроль за проведением процедур, а также во внесу­дебной процедуре ликвидации несостоятельного должника^, иные функции, возложенные на него законодательством^

В центральном аппарате Министерства финансов имеются специальные подразделения с определенными задачами и функ­циями, состав и структура этих подразделений постоянно ме­няются с учетом изменения целей и задач управления, развития функций аппарата, необходимости совершенствования работы. На начало 2005 года центральный аппарат Министерства финан­сов включал:

комитеты: казначейства, налоговый, финансового контроля и государственных закупок; таможенного контроля; по работе с несостоятельными должниками; государственного имущества и приватизации;

департаменты: анализа и методологии исполнения государ­ственного бюджета; свода и исследования финансовых моделей;- финансирования государственных органов; методологии бухгал­терского учета и аудита; государственного заимствования и меж­дународных финансовых соглашений; кредитования; кадрового обеспечения и документооборота; отчетности и статистики; вну­треннего администрирования финансов; информационных тех­нологий; юридической службы.

Департаменты и комитеты состоят из управлений, а последние

В структуре Министерства выделены также управление коор­динации государственных закупок и отдел защиты информации и мобилизационной работы.

Соответственно строение структуры комитетов Министерства.

Организационная структура Комитета Казначейства со­стоит из Центрального аппарата казначейства в составе Мини­стерства финансов и подчиненных ему территориальных под­разделений по областям, городам. Комитет казначейства Мини­стерства финансов Республики Казахстан является ведомством в пределах компетенции Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую ко­ординацию по обслуживанию исполнения республиканского бюджета, расчетно-кассовому обслуживанию государственного бюджета, государственных учреждений и предварительному и текущему контролю за целевым использованием средств госу­дарственного бюджета.

Основными задачами Казначейства являются:

организация и контроль кассового исполнения республиканского бюджета и улучшение расчетно-кассового обслуживания государственного бюджета;

участие в развитии и совершенствовании бухгалтерского учета и отчет­ности в бюджетной системе и внутреннего аудита в системе органов казна­чейства;

обеспечение контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского и, в пределах своей компетенции, местных бюд­жетов;

Казначейство в установленном законодательством порядке осуществля­ет следующие функции:

обслуживание исполнения государственного бюджета; прогнозирование потоков наличности республиканского бюджета; обеспечение распределения государственных налогов и платежей меж­ду республиканским и местными бюджетами и зачисление их в бюджеты разных уровней;

. осуществление переводов денег по поручениям государственных учреждений, контроль платежных документов, предоставляемых государ­ственными учреждениями;

осуществление перевода денег при погашении и обслуживании госу­дарственных внешних займов и негосударственных внешних займов, име­ющих государственную гарантию;

разработка порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета и отчетности об исполнении республиканского бюджета и представле­ние информации о кассовом исполнении местных бюджетов в местные исполнительные органы и в Министерство финансов Республики Казах­стан;

ведение и учет валютных операций государственных учреждений, орга­низация проверок по соблюдению законодательства при их проведении;

разработка и утверждение порядка ведения бухгалтерского учета в бюд­жетной системе и внутреннего аудита в органах казначейства;

участие в подготовке проектов международных договоров, контрактов и соглашений;

управление текущими остатками на счетах Казначейства; анализ состояния рынка драгоценных металлов, проведение операций с драгоценными металлами и камнями на внутреннем и внешнем рынках;

осуществление предварительного и текущего контроля за целевым ис­пользованием средств республиканского бюджета и, в пределах своей ком­петенции, местных бюджетов;

составление ежедневной информации о состоянии доходных и расхо­дных счетов республиканского и местных бюджетов;

подготовка отчетности об исполнении республиканского бюджета; осуществление других функций, возложенных на него законодатель­ством Республики Казахстан.

Комитет финансового контроля осуществляет организаци- онноме-тодологическую и аналитическую работу в сфере контро­ля. Его органы проводят ревизии государственных предприятий и организаций всех отраслей национального хозяйства и сферы услуг, бюджетных организаций и учреждений социальной сферы и защиты населения, органов управления, предприятий и органи­заций обороны и охраны правопорядка. Они также контролируют использование кредитных и валютных ресурсов, выполнение за­конодательства по ценным бумагам.

Министерство экономики и бюджетного планирования Ре­спублики Казахстан является центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство, и в пределах, пред­усмотренных законодательством, межотраслевую координацию разработки основных направлений социально-экономического развития Республики Казахстан, стратегических и индикативных планов социально-экономического развития Республики Казах­стан, управления государственными финансами, формирования прогнозных показателей государственного бюджета на средне­срочный период и проекта республиканского бюджета на соот­ветствующий финансовый год.

Структура аппарата Министерства экономики и бюджетного планирова­ния Республики Казахстан включает департаменты: бюджетной политики и планирования; международных экономических и финансовых отноше­ний; методологии бюджетного процесса и функционального анализа; на­логовой политики и прогнозов; отраслевой политики и программ; пла­нирования государственного заимствования и кредитования; планирования расходов в сфере информатизации и инноваций; планирования расходов социальной сферы; планирования расходов госаппарате, обороны, обще­ственного порядка и безопасности; планирования расходов отраслевых ор­ганов; региональной политики и межбюджетных отношений; стратегиче­ского планирования и инвестиционной политики; экономической политики и индикативного планирования.

Исходя из названий департаментов можно судить о задачах министер­ства:

формирование стратегических целей и приоритетов, основных направ­лений социально-экономического развития Республики Казахстан;

экономический анализ, макроэкономическое прогнозирование и регу­лирование социально-экономического развития Республики Казахстан и оценка хода реформ;

формирование и совершенствование системы стратегического, индика­тивного и бюджетного планирования;

формирование и реализация государственной налогово-бюджетной и инвестиционной политики во взаимодействии с денежно-кредитной поли­тикой государства, а также политики в сфере международных экономиче­ских и финансовых отношений;

участие в выработке политики эффективного управления государствен­ными активами и ее реализации;

выработка предложений по совершенствованию системы государствен­ного управления;

иные задачи, возложенные на него законодательством.

Министерство осуществляет следующие основные функции:

разработка основных направлений государственной социально-эко­номической политики,проведение работ по совершенствованию системы стратегического, индикативного и бюджетного планирования в Республике Казахстан;

анализ и координация деятельности государственных органов по реали­зации стратегических планов;

формирование Программы Правительства Республики Казахстан и Плана мероприятий по ее реализации, осуществление мониторинга их ис­полнения, разработка среднесрочных индикативных планов;

формирование, приоритетных направлений государственных инвести­ций;

координация деятельности государственных органов по разработке го­сударственных, отраслевых (секторальных) программ;

прогнозирование поступлений в республиканский и местные бюджеты, разработка проекта республиканского бюджета на соответствующий фи­нансовый год, а также прогнозных показателей государственного бюджета Республики Казахстан на предстоящий трехлетний период; анализ испол­нения республиканского и местных бюджетов;

проведение мониторинга социально-экономического развития страны, регионов и отраслей Республики Казахстан, анализа состояния и развития мировой экономики;

методологическое обеспечение, организация разработки и мониторинг осуществления государственных инвестиций;

участие в проведении экономической экспертизы контрактов, заключа­емых с инвесторами, включая экспертизу инвестиционных программ; ин­вестиционных проектов, предлагаемых для финансирования из республи­канского бюджета;

участие в определении целей и приоритетов государственной политики в сфере управления государственными финансами и государственной соб­ственностью;

доведение до местных исполнительных органов лимитов заимствова­ния, а также минимальных размеров расходов по особо важным местным бюджетным программам;

разработка и утверждение единой бюджетной классификации и единой формы финансовой отчетности для республиканского и местных бюджетов;

методологическое руководство бюджетным процессом, внедрение ме­тодов бюджетного программирования и методики функционального анали­за государственных расходов;

разработка политики, осуществление планирования и мониторинга го­сударственного и гарантированного государством заимствования и кредит­ной политики;

осуществление ежегодной оценки состояния и прогнозирование на предстоящий 10-летний период государственного и гарантированного го­сударством долга и заимствования;

координация работы государственных органов по международному эко­номическому сотрудничеству, взаимодействие с международными финан­совыми и экономическими организациями, странами-донорами, рейтинго­выми агентствами;

разработка государственных и отраслевых (секторальных) программ по направлениям, входящим в компетенцию Министерства;

осуществление иных функций, возложенных на него законодатель­ством.

(ААппарат местных финансовых органов включает област­ные, городские, районные финансовые управления и отделы.

Они проводят работу по оперативному управлению финанса­ми, то есть занимаются прогнозированием, планированием, составлением и исполнением местных бюджетов, выявлением внутрихозяйственных резервов и изысканием экономии ресур­сов во всех звеньях государственного хозяйственного комплекса и социально-культурной сферы, осуществляют финансирование из бюджетов организаций и учреждений и контролируют целе­вое использование бюджетных средств. Финорганы находятся в подчинении местной администрации. ^

Структура городского финансового управления города обычно вклю­чает:

руководство (заведующий, его заместители); отделы: кадров; координа­ции и анализа процесса исполнения бюджета (бюджетный отдел); финанси­рования учреждений образования и культуры; финансирования учреждений здравоохранения; прогнозирования доходов; координации государствен­ных закупок; финансирования непроизводственной сферы; финансирова­ния социальной защиты населения; финансирования аппарата управления; финансирования финансовых органов; юридической службы.

Структура областного финансового управления учитывает спе­цифику хозяйства областей и несколько отличается от приведен­ной. В нее включаются отдел финансирования сельского хозяй­ства, названия некоторых отделов отличаются.

В районных финансовых отделах могут быть соответствую­щие подразделения по исполнению местных бюджетов. Вместо отделов могут быть инспекции, группы или отдельные специали­сты (по категориям). J