logo
МЕЛЬНИКОВ В

Расходы на социально-культурные мероприятия

Важным направлением государственных расходов является финансирование затрат на социально-культурные мероприятия - просвещение, информационные услуги (печать, радиовещание и телевидение), культуру, искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, государственное социальное страхование и со­циальное обеспечение Данные расходы укрупнённо разделяются на следующие виды:

  1. образование и профессиональная подготовка кадров;

  2. культура, искусство, спорт и средства массовой информа­ции;

  3. здравоохранение;

  4. государственное социальное страхование и социальная по­мощь.

Упомянутые расходы являются частью расходов на обще­ственные товары, блага, услуги (см. главу 10.1). Они направляют­ся государством на коллективное и индивидуальное потребление членов общества в виде денежных трансфертов, а также бесплат­ных (или льготных) материальных благ и услуг.

Обоснование экономической функции расходов на социально-культур­ные цели сводится к созданию приемлемых возможностей всем гражданам для удовлетворения социальных нужд. Государство, финансируя (полнос­тью или частично) потребности, важные с общественной точки зрения, пытается ликвидировать нежелательные последствия индивидуально­го рыночного распределения, создать необходимые условия всем членам общества для их удовлетворения с целью некоторого выравнивания соци­ально-экономического положения представителей различных социальных групп, слоев, классов.

Основной источник формирования этой группы расходов государствен­ный бюджет и специальные внебюджетные фонды. Остальная часть созда­ется в децентрализованном порядке хозяйствующими субъектами за счет их дохода (в Казахстане около 15% всех расходов группы).

В условиях рыночных отношений произошел отход от финансирования расходов на социально-культурные цели из ранее формировавшихся обще­ственных фондов потребления. В условиях рынка формируется прямая зависимость величины потребления от трудового вклада, возможностей человека в разных видах деятельности. Поэтому в современных условиях индивидуальныеорганов остается часть дохода (прибыли) в зависимости от результатов их работы.

В последнее время учреждения социальной сферы частично перехо­дят на хозрасчетные начала финансирования, на принципы страхования. В сфере образования - это применение платного обучения за приобретение знаний и профессиональных навыков дополнительно к гарантированным бюджетным нормам, в здравоохранении - развитие платных медицинских услуг, в социальной защите - страховые отчисления в накопительные пен­сионные фонды.

Расходы на образование включают: общее среднее образова­ние, внешкольное воспитание (детские учреждения, музыкаль­ные школы и др.), профессионально-техническое, среднее спе­циальное и высшее образование. Все перечисленные расходы покрываются бюджетными ресурсами в части гарантируемого государством уровня. Законодательством предусмотрено, что финансирование учреждений образования осуществляется в со­ответствии с государственными нормативами, определяемыми и расчете на каждого учащегося по каждому виду и типу учрежде­ний образования.

Расходы на подготовку и повышение квалификации работни­ков и других кадров на производстве включаются в себестоимость продукции, работ и услуг.

Учреждения образования привлекают внебюджетные средства и ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления плат­ных образовательных услуг; часть средств предоставляют пред­приятия в организации - спонсоры.

С 1999г. применяется новый механизм финансирования выс­шего образования на основе грантов и кредитов; в первом слу­чае средства выделяются безвозмездно за счет госбюджета для подготовки специалистов нужного профиля, во втором — за счет долгосрочного кредита обучающимся со стороны коммерческих банковских структур на договорной основе (банковское учрежде­ние — студент - вуз - Министерство образования).

Финансирование культуры и искусства включают содержа­ние библиотек, клубов, домов культуры, музеев и выставок, театров, филармоний, музыкальных коллективов, ансамблей, киностудий; они финансируются из бюджета, а также средств хозяйствующих субъектов, общественных организаций. Ряд учреждений культуры и искусства находятся на хозрасчете (театры, цирки) и по ним устанавливаются сумма дотаций из бюджета на величину расходов, не покрываемых собственны­ми доходами.

Расходы на содержание средств массовой информации в Ре­спублике Казахстан направляются на финансирование государе ственного радиовещания, телевидения, издательств, газет и жур­налов, в которых государство выступает как учредитель.

Источниками финансирования государственного здравоохра­нения являются:

средства республиканского и местного бюджетов, выделяемые по бюджетным программам;

отчисления от дохода хозяйствующих субъектов, целевые суб­сидии министерств, ведомств и других органов управления;

средства международных организаций по специальным про­граммам;

средства медицинских учреждений, полученные за выполне­ние сверхнормативных медицинских и других услуг работодате­лям и за оказание платных услуг и других видов хозяйственной деятельности;

благотворительные вклады организаций и граждан, в том чис­ле других государств.

Средства государственного здравоохранения направляются

на:

оказание медицинской помощи гражданам; целевые комплексные программы здравоохранения; развитие материально-технической базы государственного здравоохранения;

содержание лечебно-профилактических в санитарно-эпиде­миологических учреждений;

подготовка и повышение квалификации медицинских кадров; развитие и внедрение медицинской науки; ликвидацию эпидемий инфекционных заболеваний.

Расходы на физическую культуру и спорт финансируются за счет средств государственного бюджета, средств профсоюзных организаций, доходов хозяйствующих субъектов, собственных средств спортивных обществ. Из государственного бюджета фи­нансируются капитальные вложения на строительство стадионов и других спортивных сооружений, содержание аппарата спортив­ных организаций, ассигнования на проведение учебно-трениро­вочных сборов и соревнований. Часть расходов возмещают орга­низации - спонсоры, как правило, в рекламных целях.