logo
МЕЛЬНИКОВ В

Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства

При осуществлении финансовой деятельности государствен­ные органы принимают определенные финансово-правовые акты, которыми в пределах своих полномочий регулируют фи­нансовые отношения по мобилизации, распределению и ис­пользованию финансовых ресурсов, проведению контроля за их расходованием, выполнению финансовых планов и финансовых обязательств перед государством, а также руководят участниками этих отношений.

Финансово-правовые акты представляют собой принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения органов государственной власти и управления по вопро­сам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений. Совокупность финансо­во-правовых актов составляет финансовое законодательство.

Применение тех или иных правовых форм финансовой дея­тельности определяется значением и содержанием регулируе­мых отношений. Так, юридический закон отражает длительные и устойчивые финансовые отношения и утверждается Парла­ментом; менее длительные, например, закон о республиканском бюджете также утверждается этим органом в силу значимости подобного акта для социально-экономической жизни страны. Не­юридические финансовые формы действуют в текущей финан­совой деятельности; к ним относятся: проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, инструктирование финансовой службы предприятий, проведение заседаний комис­сий при подготовке бюджетов к утверждению собраниями де­путатов и т.д.

Финансово-правовые акты подразделяются по юридическим основаниям т. нормативные и индивидуальные, законодатель­ные и подзаконные, планово-финансовые.

К нормативным относятся акты, регулирующие группу одно­родных финансовых отношений; они содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы, и действуют обычно длительное время. Эти акты устанавливают виды финан­совых обязанностей предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типовые признаки плательщиков и другие условия.

Индивидуальные акты конкретизируют нормы права примени­тельно к определенному плательщику или получателю средств.

Законодательные акты ~ это издаваемые Парламентом зако­ны и постановления, Указы Президента республики.

Подзаконные акты — это акты, основанные на законе и приня­тые во исполнение закона: приказы отраслевых и вышестоящих органов управления, инструкции Министерства финансов и Ми­нистерства государственных доходов, резолюции должностных лиц о разрешении каких-либо действий и т.д.

Планово-финансовые акты отличаются от остальных тем, что содержат конкретные задания в области финансов на определен­ный период, то есть являются планами по мобилизации, распре-

делению и использованию финансовых ресурсов; сюда относятся все виды бюджетов, финансовые таны предприятий и органи­заций, сметы расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании.

Демократизация политической и экономической жизни общества, эко­номическая реформа, требуют радикальных изменений в подходах к го­сударственному правовому регулированию хозяйственной деятельности. Этим требованиям отвечают основополагающие законодательные акты, которые призваны открыть новый этап в развитии экономической ре­формы, создать основу для коренных преобразований производственных отношений: законы о собственности, о разгосударствлении и приватиза­ции, о земле и земельных отношениях, о предприятиях, о бюджетной и налоговой системах, о свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства, об организации внешнеэкономической деятель­ности, о банках и банковской деятельности, о страховании, о банкрот­стве, об иностранных инвестициях, о пенсионном обеспечении граждан. Упомянутые законы являются базой для выработки правового регулиро­вания социально-экономических отношений в обществе, включая и фи­нансовые. По своей природе данные законы ориентированы на создание новой модели рыночной экономики, развитие финансовых отношений как долговременных и стабильных факторов повышения эффективности производства. Хозяйственная жизнь, экономические взаимоотношения, финансовая деятельность должны регулироваться новой законодательной основой, обеспечивающей реальную самостоятельность регионов и дру­гих субъектов хозяйствования.